12 июля Святая Церковь вспоминает святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Несколько интересных фактов об апостолах Петре и Павле.

Первоначальное имя апостола Петра было Симон (ивр. שמעון – Шимон; греч. Συμεών – Симеон (Деян.15:14), сокращённо: Σίμων – Симон). Имя Петр (Πέτρος, от греч. πέτρος – камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כאפא – камень), которое дал апостолу Спаситель.

Первоначальным именем апостола Павла было Савл. Считается, что это имя было дано ему при обрезании (ивр. שאול «выпрошенный, вымоленный»). Он происходил из колена Вениаминова, о чем дважды говорится в Священном Писании (Рим.11:1, Флп.3:5).

Апостол Петр входил в число двенадцати учеников, призванных Иисусом Христом. Апостол Павел не входил ни в число двенадцати, ни в число семидесяти апостолов. При этом Церковь именует их первоверховными апостолами, потому что они больше других потрудились в деле распространения на земле евангельской проповеди.
Мы знаем о некоторых родственниках святых первоверховных апостолов. Так, брата апостола Петра, согласно Евангелию, звали Андрей (Мф.10:2). Апостол Петр был женат, в Евангелии рассказывается об исцелении Иисусом Христом тещи апостола Петра (Мф.8:14). Известно имя отца апостола Петра: Спаситель называл св. Петра «Симон, сын Ионин» (Мф.16:17; Ин.1:42, 21:15-17). Вместе с тем Священное Предание сохранило имена родственниц апостола Павла, святых мучениц Зинаиды и Филониллы Тарсийских.
Мы не знаем, что делал Савл в ту ночь, когда апостол Петр отрекся от Иисуса Христа и горько плакал об этом. Впервые Савл-Павел упоминается в Священном Писании в сцене избиения камнями первомученика Стефана, причем, будучи юношей, он не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды (Деян.7:58). Мы знаем также, что до того, как стать христианином, он участвовал в преследовании последователей Господа Иисуса Христа, заточая их в тюрьмы (Деян.8).
Апостол Петр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет. Первое послание апостола Петра состоит из пяти глав и написано, как полагают, в Вавилоне в 60-е гг. по Р. X. Основанием для такого утверждения являются слова, зафиксированные в этом послании: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1Пет.5:13). Однако по вопросу о том, что именно подразумевается в данном случае под Вавилоном, мнения толкователей расходятся (Халдейский Вавилон к тому времени находился в развалинах). Второе послание, состоящее из трех глав, написано апостолом Петром незадолго до его кончины в Риме. Оно является как бы его завещанием верующим.
Значительную часть Нового Завета составляют четырнадцать посланий апостола Павла общинам и отдельным людям. Эти послания содержат множество наставлений догматического и нравственного характера.
Иногда встречается утверждение о том, что апостол Петр – непосредственный очевидец всех главных событий земной жизни Спасителя, в то время как апостол Павел никогда Его не видел. В действительности же точно неизвестно, приходилось ли видеть Савлу-Павлу Иисуса Христа во дни Его земной жизни. Во всяком случае, точно известно, что Господь лично общался с ним по Своем Вознесении, о чем говорится в книге Деяний (Деян.9:1-6).
Существует мнение, что апостолы Петр и Павел конфликтовали. В действительности же между ними имелись разногласия, но они были решены в ходе открытой дискуссии, проникнутой духом братской христианской любви (см. Собор апостольский).
В храмах нередко можно встретить интересную икону святых апостолов Петра и Павла, на которой они изображены в братских объятиях. Эти объятия символизируют общность того, чему была посвящена жизнь каждого из них – проповеди Благой вести Господа нашего Иисуса Христа.