Протоиерей Александр Шаргунов о Радонице: «… как удивительно созвучно это слово со словом «радость» и со словом «радуга»!»

Радоница — как удивительно созвучно это слово со словом «радость» и со словом «радуга»! Мы имеем в виду ту радугу, которая явилась после спасения от Потопа в знамение неизменной любви и верности Бога к роду человеческому. Наше пасхальное поминовение усопших — Радоница — исключительным образом являет торжество новой жизни. Эта победа над грехом и смертью, которую мы празднуем, принадлежит всем людям, каждому человеку, кто грешен и кто смертен. Это сокровище Господа и Церкви Его — в распоряжении всех. На Кресте Господь умер за всех, но теперь Он являет Себя только тем, кто получил прощение, в знак того, что этот человек узнает, что лично за него пострадал Господь. Радость, которую Он купил для нас ценой Крестной смерти Своей, Воскресение из мертвых — высшее доказательство Его любви к нам.

Смерть — самое страшное, что есть для людей, — открывается как высший дар всему роду человеческому от Господа, после смерти Его. Если бы мы не умирали, мы не имели бы никакого отношения к Его смерти, и значит к Его Воскресению. И особая милость от Первомученика и Первовоина Христа — всем невинно убиенным, всем православным воинам, живот свой на поле брани за веру и Отечество положившим. В этот день мы особенно молимся о тех, кто отдает сейчас свою жизнь в сражении против анти-России и в конечном счете против грядущего в мир антихриста. В мире существует смерть, чтобы через нее мы учились Христовой любви. Нет большего причастия этой любви, как кто душу положит за друзей своих.

Что же теперь требуется от нас? Что можем мы сделать в память наших усопших? Только то, чтобы мы следовали за Христом. Никто не может следовать за Ним, если не возьмет крест свой и не отвержется себя. Чтобы следовать за Ним, надо узнать эту победу, войти в этот мир пасхальный, который наступает после Креста. Чтобы следовать за Ним, мы должны уподобиться Ему по дару Его. В наших устах, как и в Его, не должно быть никакой лжи. Наши сердца должны гореть, оттого что мы идем этим путем. В этом мире, который не может веровать, мы свидетельствуем, что есть Бог, что Христос воскрес, и что Он все победил. Свидетельствуем об этом сейчас, когда мы чувствуем себя победителями, и призываемся свидетельствовать об этом всегда, в течение всей нашей жизни — до смерти. Смертью нашей да сподобит нас Господь быть свидетелями Его Воскресения.

Все Христос победил, и все в Его власти, Победителя ада и смерти. Но прежде кончины мира, прежде чем Он явит всему миру славу Свою — то Воскресение, которое Он нам сейчас открывает, то Воскресение, которым Он будет судить мир на последнем Страшном Суде, — Он дает злу раскрыться до конца, чтобы сокрушить зло до конца. И дает каждому человеку до конца сделать свой выбор.

Велика наша радость сегодня. Нет уже ада, ад упразднен, поруган и низложен, как говорит святой Иоанн Златоуст. Но невозможно не видеть, особенно сегодня, до какой степени ад, как совершенная утрата Бога, становится реальностью нашей жизни. Мы знаем, что всякое человеколюбие без Бога быстро хиреет, и очень быстро становится мертвым. И тогда всюду у нас на глазах раскрываются самые жестокие картины ада. И мы видим, с каким ускорением все устремляется к завершению. Зло всей человеческой истории, всех прежних веков кажется безобидным по сравнению с кошмарами прошлого века, и тем более, сегодняшней жизни, которая, кажется, уже дымится от накопления зла и даже прорывается огнем.

Но не напрасно перед кончиной своей, как свидетельствуют древние и новые мартирологи, мученики восклицали: «Какими устами, о Христе, благословлять Тебя за то, что Ты сподобил нас этой участи!» И среди высшей радости, которая дается нам сегодня, ни с чем не сравнимой радости, которая пришла к нам Крестом Господним, мы понимаем вместе с ними: как подобало пострадать Христу, так подобает пострадать и Церкви. Ради верности Христу, ради свидетельства подлинности нашей веры, ради того, чтобы обновилась в нас способность говорить подлинные слова миру и спасти тех, кто еще может быть спасен. Тысячи разбойников благоразумных обращали свой взор к Царю славы с распростертыми на кресте руками.

«Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя». Церковь земная и небесная вместе ликуют сегодня. И великое множество, которое невозможно исчислить, как говорит Апокалипсис, те, которые пришли от всех языков и народов, все, «омывшие свои одежды в Крови Агнца», присутствуют сегодня в храмах наших на пасхальном пиру веры в Христово Воскресение (Откр. 7, 14). И они говорят нам: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12, 32). И нам снова дана эта милость приветствовать громкими криками радости и небо, и землю, друг друга, и всех живых, и всех умерших — всех живых, чтобы все до единого услышали и с нами воскликнули: «Христос воскресе!»