Митрополит Евгений совершил Утреню с чином погребения Плащаницы в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга
3 мая 2024 года, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Утреню с чином погребения Плащаницы в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма митрофорный протоиерей Николай Малета, духовенство собора и другие клирики епархии.
В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.
По окончании Великого славословия с пением погребального «Святый Боже» Плащаница Господа Иисуса Христа была обнесена крестным ходом вокруг храма. По старинной традиции каждый участник богослужения, вошел в храм, пройдя с поклоном и молитвой под Плащаницей.
Святыню внесли в храм и поднесли к Царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». Плащаница будет находиться посреди храма до позднего вечера Великой субботы.
По окончании богослужения владыка Евгений обратился с архипастырским словом к присутствующим.
– Вчера, когда мы стояли перед Крестом Христовым, и проживали поминутно, шаг за шагом, все то страшное, что совершалось две тысячи лет назад в Гефсиманском саду, во дворе первосвященника Каиафы, у Понтия Пилата, все то, что далее совершали люди, кто-то осознанно, кто-то по неведению, унижая, оплевывая, избивая, убивая нашего Бога, все это вчера в полноте открывалось тем, кто пришел, чтобы разделить часть своей жизни с нашим Господом, — сказал владыка митрополит. —И сегодня, когда мы выносили Плащаницу из алтаря, полагали ее посреди храма, вместе с Иосифом и Никодимом снимая Спасителя с Креста, Его бездыханное тело, полагая Его на Камене помазания, мы разделяли плач Пресвятой Богородицы, и сейчас мы собрались уже с женами-мироносицами и с апостолами для погребения тела.
Всему этому сопутствовала тьма. Тьма, которая началась с шестого часа до девятогочаса. Когда солнце сокрыло свои лучи, когда Христос был распят на кресте. Вот эта тьма сопутствовала богослужению, и не возжигался свет, потому что тьма — в уме, в сердце, потому что мы понимаем — какое зло мы принесли.
Архипастырь отметил, что закрытый гроб с Телом Христовым наполняется светом. Это похоже и на то, как в сердце человека рождается любовь. Один человек видит другого человека, и его сердце пронзает искорка. Сначала маленькая, казалось бы, люди остаются такими же, но у него сердце изменилось. И чем дольше любовь возгревает, если любовь взаимна, она растет, она изменяет всего человека изнутри.
— А если эта любовь не человека к человеку, но человека к Богу, если она взаимна, то она меняет все существо, всю жизнь, весь путь такого человека. Это можно остановить. Можно взять яйцо и бросить его в кипяток, и жизнь остановится, и не родится птенец, и не разовьётся, и не будет петь. Женщина может совершить грех. Она может отравить свой плод, или сделать аборт, убийство, и остановить эту жизнь. И человек, которому дарована любовь, может ложью, предательством, корыстью, любовь к другому человеку, любовь к Богу взять и перечеркнуть, и предать, как это сделал Иуда. И это все в наших руках. Каждый из нас, совершая грех, начинает перечеркивать, пытаться изменить, убить то, что Бог совершает невидимо для нас, — сказал митрополит Евгений.
Глава митрополии пожелал каждому «прожить сегодняшний вечер, завтрашний день, войти в Пасху Христову, прожить эту короткую жизнь, следуя тем призывам, которые Господь нам дает, и которые Церковь доносит до нас».