О Кресте Христовом: «Невозможно любить Бога, не видя Его Креста… «

протоиерей Александр Шаргунов

Крест — это не только распятый Христос, не только Христос, несущий Свой Крест, но Христос, падающий на этом Крестном пути, и Христос, обнимающий землю, залитую потоками грязи и крови. Муки умирания, предсмертный вопль к Богу Отцу, беспросветная ночь души, неуслышанная молитва, раб, висящий на виселице, самая бесчестная смерть, всякий позор, не исключая предельное унижение опустившегося человека — всё это Крест.

Но, созерцая Крест, некогда лютейший гонитель Церкви апостол Павел исповедал: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Так Христос открывается нам — поруганным и сокрушенным до земли. Так этим безумием Креста и этой безмерностью посрамляет Он всякую мудрость гордого человеческого ума. Крест — великое доказательство, что христианство не есть проекция обманчивых человеческих желаний, как пытались внушить это миллионам Фрейд, Ницше и Маркс и их последователи. Бог — висящий на виселице, Бог, ставший Страждущим Слугой, Бог, до неузнаваемости утративший Свое Лицо, раб — может ли такое быть надеждой человеческого сознания?

Крест и Крестные страдания Христовы являют нам, что Бог превосходит всякий образ и Его нельзя заключить ни во что вне креста. Наш собственный разум может создавать только идолов. Но разве не заповедал Бог человеку не сотворить из Него никакого образа, ибо всякое познание о Боге, самое проницательное, — не Бог, если оно не выражено через крест.

Крест включает в себя жизнь всех людей — тех, кто свят, и тех, кто не свят, тех, кто принимает Его, и тех, кто отвергает Его. Каждый несёт свой крест, и все кресты различны, но все связаны с Крестными страданиями Господа. Крест — то, чем совершается переход через эту жизнь, то, от чего никто не может уклониться, даже те, чья жизнь по видимости насыщена до предела. Крест всегда актуален. Включите телевизор, откройте любую газету — Крест Христов и крест мира образуют один и тот же Крест.

Все наши физические, нравственные или духовные страдания должны быть принесены Христу, соединены с Его страданиями так, чтобы наши стали Его, таинственно преображенными. В предательстве Иуды Господь видел, пережил, перенес все предательства, какие только могут быть на земле. В оскорблениях, наносимых Ему, Он видел, пережил, перенес все наши греховные поражения. В гвоздях, пронзающих Его пречистые руки и ноги, Он видел, пережил, перенес всё, что пронзает мучительной болью нас.

Христос — паки распинаем до скончания мира. Где? Всюду. Всюду, где человек страдает, страдает Христос. Всюду, где несчастье, сокрыт Крест и присутствует благодать смерти и воскресения Христова.

Крест — это Богоявление, то есть явление любви, которой Бог возлюбил мир. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16). Бог, Пресвятая Троица, дает увидеть Себя в распятом Христе. Вот почему святые мученики и все святые говорят нам: невозможно любить Бога, не видя Его Креста. Аминь.