9 марта Вселенская мясопустная родительская суббота: «Со святыми упокой!»

…Кончился путь земной, истекло время, отпущенное для пожизненной пробы. Столько людей, в том числе и крещеных, уходят без настоящего покаяния! Приближается неумолимо день Страшного Суда. Что могут сделать теперь они, чтобы все изменилось, чтобы можно было дать ответ на последнем экзамене на предельно простые, заранее всем известные Христовы вопросы? Нет у них больше рук, чтобы ухаживать за больными, нет у них ног, чтобы посетить в темнице узников, нет языка, чтобы утешить отчаявшихся. Но есть у каждого из них душа, которая плачет в позднем раскаянии, взывая к нашему состраданию. Содрогнемся от ужаса и помолимся за них всею глубиною нашей души, насколько это нам возможно! И в память их, вместо них, сотворим то, что они уже не могут сделать сами. В этом — наша связь с умершими, потому что так поступая, мы утешим их в болезнях, навестим их в темницах адовых, накормим их голодных.

Одна женщина еще на пороге своей веры с изумлением рассказывала, как после смерти ее матери ей позвонила нищая в дверь и спросила, нет ли чего-нибудь из старой одежды. Та отдала костюм своей матери. А в ночь на родительскую субботу она увидела свою сияющую маму в этом самом костюме. Мама радостно благодарила ее и просила за нее молиться. Разве это не похоже на известную историю со святым Мартином Турским, который в военном походе отдал нищему, не имея ничего другого отдать, половину своего солдатского плаща, а на следующую ночь ему было видение Христа, одетого в этот плащ? И Господь сказал, обращаясь к ангелам: «Смотрите, Мартин еще не принял крещения, а уже одел Меня, когда Я был наг. И за это Я одену его Своею славою».

Пока мы еще на земле, прежде всего научимся состраданию, чтобы помиловал нас и наших близких Господь. Как спасение наше, Он дает нам эту заповедь, умоляет, грозно предупреждает, что спросит с нас за каждую душу: «То, что вы сделали другому, то сделали Мне». «Когда мы совершаем крестное знамение, — говорит священномученик Косма Албанский, — мы изображаем тайну этой заповеди. Три соединенных вместе пальца означают любовь Пресвятой Троицы. От лба, который есть небо, мы проводим линию вниз, в знак Его Воплощения и Крестной смерти за нас. И когда запечатлеваем крест на правом плече, напоминаем себе о тех, кто, научившись заповеди Христовой любви, станет одесную Его в последний день, и когда на левом — о тех, кто ошуюю».

До последнего предела, до Страшного Суда верно молит о всех крещеных святая Церковь: «Со святыми упокой!» Господи милосердный, Ты Сам уврачуй их неисцельные раны, Сам посети их в темнице вечности, Сам накорми их Собою в час, когда приносится в храмах бескровная жертва, Сам одень их души светом радости — Духом Твоим Святым!

Протоиерей Александр Шаргунов