Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 13 сентября 2023 года: «Надо научиться слушать Бога и исполнять Его волю…»

Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга 13 сентября 2023 года

«К сожалению, видеозапись сделать не смогли. С аудио выручила прихожанка Свято-Троицкого собора Колесник Лариса Васильевна. Благодаря ей имеем текст проповеди и можем послушать аудиозапись. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы все приблизительно знаем, что Господь и Бог наш Иисус Христос требует, чтобы мы любили друг друга. Даже если мы не читали Евангелия, просто приходя в храм, мы видим икону Христа, на которой это написано: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас». И поэтому христианин, если он хоть немножко внимателен в церкви, в храме, он постепенно проникается мыслью о том, что он должен любить. Он старается это делать: раз Бог велит любить, – значит, я должен любить. Когда он старается это делать, он понимает, что у него ничего не получается. Он более или менее долго напрягает себя для этого, – и любить не может, потому что раздражается, унывает, злится, завидует, ссорится, гневается; он понимает, что любви в нём нет. Конечно, если человек, рядом с ним живущий, покладистый и хороший, – тогда ему кажется, что он его любит, потому что, на самом деле, с человеком просто удобно жить. А когда тот человек не очень покладистый, когда у него страсти, вредные привычки, когда тот человек – сложный, зависимый, – мы понимаем, что любить его мы не можем и либо впадаем в отчаяние и в уныние, оттого что не можем любить, – либо, что гораздо хуже, пытаемся говорить, что любить людей вообще невозможно; Христос, конечно это сказал, но к нам это не имеет никакого отношения. Так, на самом деле, всегда и бывает, когда Евангелия человек не читает постоянно, когда всё его знание о Евангелии ограничивается этой надписью на иконе, и он больше ничего не знает и не вникает в учение Иисуса Христа; конечно, тогда ему кажется: «Как это так, что я должен любить, – а у меня не получается? И ни у кого не получается, – я таких святых людей не встречал в своей жизни.» А Христос, кроме как о любви, поведал нам много других слов; в частности, Он говорит о том, что человек должен отвергнуться себя. «Отвергнись себя и полюби крест свой – и следуй за Мной» — говорит Христос. Или в другом месте, в другой притче: «Зерно, пока оно не умрёт, плода принести не может». Потому у нас ничего не получается, что мы как бы пускаем телегу впереди лошади. Мы ещё не отверглись себя, мы ещё живём по обыкновенным мирским представлениям, и сами живём во страстях и похотях, – а хотим любить, – конечно, у нас ничего не получается. Нужно совлечься своих волений, страстей, амбиций, желаний и привычек, чтобы сделаться способным любить человека, этой любви недостойного. А мы ничего из христианского не делаем, только хотим научиться любить, – у нас ничего не получается. Мы хотим, ничего не сажая, не возделывая, не пропалывая зерна, получить достойный, великий плод. Естественно, мы приходим к тому, что плода нет. Когда мы читаем святых отцов, когда мы внимательно читаем хотя бы того же апостола Павла, мы понимаем, что у человека должно быть много разных действий, приёмов для того,чтобы умертвить свои страсти, чтобы отложить в сторону своё своеволие, своё «я», – отвергнуться себя. Именно об этом пишут много отцы. Книги у них написаны не как у отца Андрея Конаноса для нас, – не о том, как любить, не о том, как жалеть, не о том, как прощать. Они написаны о том, как выдернуть из своего сердца гордыню, как вытащить оттуда самый корень «я». Когда человек действительно сокрушился и смирился перед Богом, он готов принять Его волю. Если человек не вырвет корень гордыни из собственного сердца, он не может любить, потому что место, где живёт любовь, у него занято любовью к себе, – точнее, желание хорошего было самоугодием. И, пока он не распнёт своё «я» со страстями и похотями, со своей волей, он остаётся неспособным любить никого, потому что любовь к другому – это та благодать, которую нам даёт Христос. Этой благодати негде жить в нашем сердце, когда оно занято своей волей, а не исполнением воли Божьей. Мы забыли, что жизнь христианина, вообще-то, начинается с того, что он крестится, – то есть, погружается не просто в купель, где омываются его грехи. Он погружается в купель, в которой умирает для жизни по прежним законам, умирает для жизни для себя, умирает для жизни по закону мира. Если он действительно умер, то есть, погрузился в гроб и разделил со Христом смерть, – тогда он восстаёт для новой жизни и делается способным любить. Если же он ещё не умер, если он ещё не совлёкся греховного тела плоти, то он любить не может…

«Если он действительно умер, то есть, погрузился в гроб и разделил со Христом смерть, – тогда он восстаёт для новой жизни и делается способным любить. Если же он ещё не умер, если он ещё не совлёкся греховного тела плоти, то он любить не может. И наша немощь в любви прекрасна и не случайна. То, что мы не можем никого любить, то, что мы раздражаемся и ненавидим, унываем и завидуем – это хорошо, потому что, благодаря этому, мы понимаем, что мы – лицемеры, и никакакие мы не христиане, ничего христианского мы не делаем, мы, как фарисеи, ходим в храм и делаем то, что́ делают всегда благочестивые люди. Но сердце наше пусто от благодати Христовой, в нём нет её. По наружности, говорит апостол Павел, мы имеем вид благочестия, а силы благочестия мы не имеем. Силы, которая даётся действительно верующему во Христа, силы, перевернувшей мир, в нас нет: в нас нет любви. Мы – просто благочестивые люди, надевшие одежды благочестия, но пустые в своём сердце, – вернее, с сердцем, занятым самим собой, своей собственной персоной, своими желаниями и неудовольствиями, – а не тем, чтобы просто пойти и послушно исполнить волю Божью, как это сделал Христос. И поэтому очень важно каждому человеку научиться не только ходить в храм, не только молиться, и не столько молиться и поститься, сколько научиться слушать Бога, – слушать, открывая внутреннее ухо, – чтобы слушать Бога и исполнять Его волю. Как говорит апостол Павел: «Испытывайте, что́ благоугодно Богу, – испытывайте, что́ есть воля Божья, исследуйте пути воли Божьей.» Это потребует от нас полного отказа от того, что́ нам приятно и нравится, что́ нам понятно и кажется хорошим. И когда мы совершенно умрём, отвергнувшись себя, — тогда в сердце нашем воссияет та заповедь Божья, которая, конечно, уже давно бы в нас сияла, если бы мы в день Святого Крещения приступили к этому Таинству осознанно; если бы мы действительно в день нашего крещения умерли бы для мира, отреклись бы от жизни по-мирски, отреклись бы от того духа, который живёт в мире, и сознательно, с полным отвержением всего Богопротивного, погрузились бы в купель, – мы бы действительно получили полноту Духа Святого и вышли бы из неё, любя всех и совершенно забыв о себе. Но, поскольку мы крестились, ничего не сознавая, ни к чему не готовыми, ничего не умея и ни с чем не согласными, то нам приходится умирать каждый день своей жизни, отвергаясь своей воли и принимая ту волю Божью, которую Он посылает нам в сегодняшний день. Аминь».