Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 7 сентября 2023 года: «Живи под благодатным покровом Церкви»

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали, дорогие братья и сестры, начало Послания апостола Павла к Галатам, к Галатийской Церкви. Селения галатов, – обычные селения Малой Азии, и во время своего первого миссионерского путешествия апостол Павел своей проповедью основал там христианскую общину. Поставив там священника, научив людей основам веры, он пошёл дальше, проповедовать в других местах. Через какое-то время до него стали доходить слухи, что христиане, которых он родил словом своего благовестия, стали жить совсем не так, как он их учил, стали верить совсем не в то, о чём он говорил. По этой причине он пишет им послание, и в сегодняшнем начальном отрывке он говорит: «Братья! Если кто-нибудь вам что-нибудь скажет не так, как я сказал, то да будет анафема, – не слушайте его.» И этим апостол Павел обозначает проблему всей Церкви на протяжении всего её двухтысячелетнего бытия, и показывает, как должна жить христианская община, если она хочет выжить в этом мире. Условием её выживания является сохранение верности христианскому благовестию. Почему-то у людей всегда, – это не знамение времени, – это было и в первом веке, и в десятом, и в семнадцатом, – в любом столетии люди, услышав Благую весть о Христе, уверовав во Христа, прочитав ли Евангелие, или слушая непосредственно апостола, – потом почему-то принимают мысль, что это учение есть нечто, само собой разумеющееся, и можно тут же узнавать другие учения, верить другим учителям, слушать других проповедников, читать другие книги и по-разному рассматривать и Христа, и Бога, и Церковь, и мир, и человека. А что этому мешает? В другом послании, к Колосянам, апостол Павел говорит: «Смотрите, братья, чтобы никто не увлёк вас пустой философией по стихиям мира, а не по Христу.» Люди очень легкомысленны, – легкомысленны примерно так же, как легкомысленна была Ева. Она жила в раю, и ей казалось, что этот рай будет вечным. У неё была заповедь, и она знала, что это – заповедь; и Адам Знал, что это – заповедь. Но о том, что может что-то случиться, – да ничего не может случиться! И, когда приполз змей и сказал им ложь, они с лёгкостью поверили: а почему бы нет? Каждый имеет право на своё мнение, каждый может говорить, как он думает, и я должен его выслушать. А если выслушать, – почему бы мне ему не поверить? Ведь есть же что-то разумное в его словах! И Ева, и Адам поверили, – и из-за этого и произошло то великое бедствие, в котором мы до сих пор пребываем, под названием «смерть», «боль», «страдание», «горе», «зло» – всего лишь потому, что Адам и Ева поверили не Богу, а кому-то другому, – не сохранили данного им поручения, вверенного им Слова. И так же и христиане во все эпохи: выслушав Евангелие и поверив Христу, они думают: «Вот, пришёл ещё проповедник, тоже говорит о Христе, – не так, как Павел, – но интересно же говорит! Красиво говорит, и, вроде, даже правильно говорит. Да, не так, как Павел, – ну и что? Может, Павел всего не знал!» И, поверив другому проповеднику, они отпадали от Церкви, отпадали от жизни, теряли свою связь с Богом, и с ними происходило то же самое, что с Адамом и Евой: они погружались в смерть, страдания и зло. И это разделение, эта вера лжи сопровождает Церковь, живёт в той же Церкви все две тысячи лет до сего дня. Кто-то пришел, – кого Бог послал, – и сказал слово Истины, проповедовал человеку Евангелие, проповедовал ему истинную Христову веру; – обязательно, вне всякого сомнения, за ним следом придёт другой, который скажет не то, и не так. И наша задача – сказать: «Ты не то говоришь! Уйди, я тебя слушать не буду! Читать тебя не буду! Я тебя выгоню из своего дома, я выключу телевизор, я закрою этот канал Ютуба, я не буду слушать ложь из твоих уст!» Но нет, – мы сидим и слушаем, и наша жизнь начинает разрушаться; нас охватывают сомнения, скорби, печали, уныние, и даже хуже: если мы утверждаемся в слове лжи, мы начинаем ненавидеть или Церковь, или братьев в Церкви, или священноначалие, и власти, – и, в конце концов, становимся богоборцами или церквоборцами, как это случилось в нашей стране сто лет назад. Ведь не просто же так люди пошли и стали всех убивать, всё разрушать, взрывать церкви, расстреливать священников. Сначала они поверили лжи. Сначала они выслушали проповедников, которые сказали им совсем не то, что долгие годы говорил батюшка в церкви, – и они поверили лжи.

И так всегда. Если человек живёт с Богом, если его посещают бесовские нападки, если у него – уныние и печаль, раздражение и злость; если в нём нет смирения и любви, – посмотри сначала: наверняка ты поверил какой-то лжи, и ты неправильно веришь во Христа. Ты отвергся от Благовестия, ты отступил от Церкви, а Церковь – как мать, благодатным покровом защищает каждого, кто ей верен, от напастей бесовских, от злых людей – защищает от всего. Но человек, поверивший лжи, который отступил от правильного представления о Боге, человек, который потерял «покровцы лобные», становится как бы мишенью и жертвой и сил зла человеческих, и сил бесовских. Если в нас – беспомощность, уныние, расслабленность, если мы теряем веру, если у нас постоянно сомнения, внутреннее непонимание и бездерзновенность и много чего другого, – это верный признак того, что мы делаем что-то такое, чему Христос не учил. Да, нам это нравится, даже кажется нам хорошим, правильным, замечательным, человечным, добрым, светлым, – но Христос этому не учил, Христос этого не говорил. Более того, Христос это запретил всем, категорически, – а мы думаем: «Ну хорошо же это, – мало ли что Христос сказал, мало ли, что Церковь, – я-то считаю это правильным и хорошим!» И человек противопоставляет своё знание церковному свидетельству, Преданию, – и подпадает под ту анафему, которую произнёс в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел. Это не проклятье, нет. Это сигнал отлучённости от Церкви: ты вышел из Церкви. Потому что Церковь есть столп и утверждение Истины, и если ты не удерживаешься всеми силами сохранить себя в Истине, то ты отпадаешь от Церкви. Она сигнализирует тебе: ты не то думаешь, ты не так переживаешь, – вернись! Но человек говорит: «Я считаю, что правильно ЭТО», и делает то, что́ он сам считает правильным, не слушая Церковь. Естественно, как Колобок, выкатившийся из дома, он, рано или поздно, оказывается жертвой какого-нибудь зла, – как ребёнок, который отмахнулся от мамы и убежал, становится жертвой зла, – случайно, нелепо, – но любого зла. Мы забыли об этом, мы выросли в обществе безбожников, или – «плюрализма», где можно жить, как хочешь, верить, как хочешь, думать, как хочешь, и всегда противопоставлять своё мнение мнению других людей. Мы не церковные люди по системе воспитания, нас в детстве не учили, что Церковь – это Мать, и послушание ей есть жизнь. Но когда мы читаем послания апостолов, мы видим, с какой настойчивостью, не стесняясь своей категоричности, они говорили, что если ты потеряешь ту веру, которая тебе принесена апостолами, – ту веру, которую свидетельствует Церковь, – ты теряешь её благодатный покров, ты теряешь связь с ней, становишься уязвимым для зла, которое никуда не делось из этого мира, и ещё больше тебя ненавидит за то, что ты когда-то посмел прибегнуть к Богу, – мстит тебе за то, что ты от него улизнул. Поэтому так важно жить в мире с Церковью, – не просто сюда ходить, – а разделять её веру, быть согласным с ней, слушаться её, – и тогда благодатный покров Церкви защитит нас от всякого зла. Аминь».