Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в четверг 26-ой Седмицы по Пятидесятнице: «Дать Любви Божией прорасти в своём сердце…»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

     Сегодня коротенькое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа доносит до нас Его слова, Его пророчество о Самом Себе. Он говорит Своим ученикам: «Вот, Меня убьют, но в третий день Я воскресну.» — и с горечью Евангелие констатирует, что ученики не верили Его словам. Словам Иисуса Христа не верят не только те ученики, которые тогда ходили с Ним, хотя их неверие, быть может, горше нашего, —но, всё-таки, оно остаётся неверием. Они же видели чудеса Господа, они видели, как Он неуязвим, и что Он может сделать. Они видели, что Он может ходить по водам, управлять бурей и давать большой улов, и останавливать тех, кто хочет побить Его камнями. Они всё это видели, и поэтому мысль о том, что Его могут убить, что кто-то может причинить Ему зло, никак не укладывалась в их сознании, — а уж, тем более, мысль о том, чего никогда не было в истории человечества, мысль о воскресении, — хотя они видели, что и это может сделать Христос. И мы, хотя живём в эпоху, когда Христос воскрес, в эпоху, когда причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа и можем жить с Богом, потому что пропитываем себя Его Жизнью, Его благодатью, потому что Он живёт в нас через Таинство Крещения и через Таинство Причащения, — тем не менее, мы так же, как и ученики, совершенно не понимаем, — как это с нами может произойти плохое? Если с нами Бог — неужели что-то плохое может с нами случиться? Вот, приходит человек и говорит: «Тут у меня несчастье на работе: зарплату урезали.» — или: «Вот, я ходил, Богу молился, но заболел.» Или: «Вот, ребёнок мой с детства в воскресную школу ходил, причащался, исповедовался, — а тут стал безбожником. Как это всё могло произойти, если он причащался?» «Как это могло произойти, если я непрестанно молюсь Богу?» Мы всегда недоумеваем: что может с нами плохого произойти? ведь мы же христиане! Если произошло что-то плохое с Сыном Божьим, если Праведнейший был бит, если Святой был оплёван, — то почему мы удивляемся, что это происходит с нами? Если кто-то сказал нам гадкое слово, мы обижаемся: «Да как он смеет!» Но ведь и Христу говорили гадкие слова и клеветали на Него, и обвиняли Его, и зло делали против Него, — причём не только окружающие Его враги, но и окружающие Его ученики. На самом деле, если мы действительно подлинно прониклись Христом, нас не может ничего удивить. Гонения или скорби, неуважение окружающих или предательство друга, измена верного человека или удар в спину — ничего это не может нас удивить, потому что Христос нам сказал: «Меня били — будут бить и вас. Меня презирали — будут презирать и вас. Меня предавали — будут предавать и вас. Ведь вы же — Мои ученики. Если так относились ко Мне, то, тем более, будут так относиться к вам: ведь Я в вас живу. Вы — Моё Тело. Что же удивляться, что с вами происходит нечто неожиданное? Но, что бы с нами ни произошло, какая бы неприятная неожиданность ни случилась, какое-то предательство или оскорбление, неуважение, безнадёжность с нами ни стряслись, — мы ведь знаем, что, в конце концов, Христос воскрес — стало быть, воскреснем и мы. В любом случае, как бы ни закончилась, — печально или славно — наша жизнь, нас ждёт воскресение из мёртвых. Для нас, христиан, смерть есть вхождение в новую жизнь, соединение со Христом. За порогом смерти нас ждёт Тот, Кто нас любит, Тот, Кому мы служили, Тот, Кому мы верили, Тот, на Кого надеялись. Он не будет проводить нас через многочисленные испытания, потому что сама жизнь была для нас испытанием. Он знает нашу веру и знает наше сердце. Он знает, что мы — те же немощные и грешные, но знает и то, что мы сохранили веру, которую Он нам дал, — и то, что мы ждём встречи с Ним, какой бы страшной, быть может, она для нас ни была, — мы всё-таки хотим с Ним встретиться, потому что любим Его. И эта любовь, которую мы доносим до самой последней своей секунды жизни, свидетельствует, что жизнь наша прошла не зря, что мы сохранили самое главное, чтó должен сохранить верующий во Христа человек: ту любовь, которая излилась в наше сердце Духом Святым, мы сохранили; мы возлюбили Христа — и любовь эту не потеряли. Мы возжаждали встречи с Ним, когда, однажды, мы познали Его любовь, и если мы жаждем встречи с Ним, когда кончается наша жизнь, то это ожидание, эта надежда свидетельствуют сердцу нашему, что нас ждёт радость. И на то мы и надеемся, и к тому и стремимся…

«Там, за гробом, мы увидим свет. Мы увидим Возлюбленного, Который пришёл не судить нас, а спасти; не обличить, а оправдать; не обвинить, а защитить. Единственное условие сохранения этой любви ко Христу, излившейся в наше сердце Духом Святым, — это чтобы мы себя судили сами перед лицом Того, Кто любит, ибо любовь так устроена: она всегда понимает, что любит мало, понимает, что Его любовь несравненно больше, и всегда укоряет себя за то, что мало любим, мало слушаемся, мало отдаём любви тем, к кому Он нас послал. Ведь, напитавшись этой самой любовью, излившейся в наши сердца Духом Святым, мы призваны не только любить Его, но и нести эту любовь измученному, одичавшему, грешному, заблудшему, тёмному миру, плотью от плоти которого мы являемся тоже. И это — парадокс христианства: что излившаяся в наши сердца любовь питается любовью Божьей. Есть знание о любви Божьей, есть опыт приобщения к любви Божьей, но сама эта любовь дана нам, и хранится нами тем, что мы не утаиваем её для себя, а идём делиться ею с другими: с мужьями и жёнами, детьми, родителями, соседями, сослуживцами, с врагами, с друзьями, с обидчиками, — с кем угодно. И, стоит только нам сказать в сердце: «Нет, больше не буду! Достали вы меня, хватит вас любить!» — и Источник любви Божьей иссякнет, сердце наше умрёт, затоскует, потому что мы больше не чувствуем, как Он нас любит. И будем мы плакать горько, как Адам, потерявший рай. Не удерживать эту любовь для себя, раздавать её людям, жалеть, утешать, вдохновлять, поддерживать и никого никогда не судить, — и тогда вы увидите, что любовь эта никогда не кончится, её присутствие в вашем сердце будет возрастать, становиться всё больше и обильнее, — если мы будем делить этот дар с другими, источать эту любовь на других людей. Именно эта жизнь, прожитая во свидетельстве любви, — жизнь, прожитая в утешении других, жизнь, отданная вдохновению и терпению немощей братьев и сестёр наших, — будет утешена встречей со Христом, как только наше дыхание сойдёт с наших уст. За порогом смерти мы встретимся с Тем, Кому мы служили, Кого любили этой же, данной Им, любовью, которая никогда не кончится, во веки веков. Аминь».