Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в четверг 20-ой седмицы по Пятидесятнице: «Суть христианства именно в том, чтобы, забывая себя, жить для другого человека… «

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали в Евангельском чтении, как Христос занимался тем делом, ради которого, казалось бы, Он сюда и пришёл. Он ходил по землям Иудеи, проповедуя всем Царство Божие, и тех, кто имел в этом нужду, исцелял от их болезней. Естественно, и мы с вами, если бы мы были на этом месте, мы бы, как и те люди, шли за Ним и несли бы не только груз наших болезней и горестей, но и всех наших больных, несчастных, страждущих родственников. Вот, пришёл человек, который может исцелять, — естественно, мы пойдём за ним, чтобы он исцелил. Вот и за Ним ходили толпы людей, Он никогда не был один. Создавалось впечатление, что Он для того и пришёл, чтобы исцелить людей. Некоторые из числа ходивших за Ним слушали Его проповеди о Царстве Божием. Что такое Царство Божие? Что такое Он проповедует? Мы не знаем, не знали и иудеи, — не знаем и мы сейчас. Мы слышим эти слова, и нас они не трогают. О Царстве Божием говорится всегда; вот, мы начинали сегодня Литургию и говорили: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков!» Мы несколько раз в день произносим молитву «Отче наш» «Да приидет Царствие Твое! И все наши помыслы к этому Царству не имеют никакого отношения. Мы думаем о том, как есть, пить, спать, чтобы быть здоровыми, чтобы здоровыми были наши близкие, чтобы были деньги, чтобы был дом, чтобы был мир, чтобы все были живы, чтобы никто никого не трогал и не обижал: мы хотим, чтобы нам здесь было хорошо — а больше нам ничего не надо. А что оно такое, — Царство Божие, — мы не ведаем. Вот, Христос говорит: «Ищите прежде Царство Божие, — и всё остальное приложится вам». Как его искать, это Царство Божие? Где оно? Вот, Иван Царевич пошёл за тридевять земель, чтобы найти свою невесту или жену, чтобы найти какой-то волшебный артефакт, чтобы было всем хорошо, — ему хорошо, в первую очередь. Где это Царство Божие? Куда идти, в какую сторону, чтобы найти, — где оно находится? Мы не знаем, и дороги туда не спрашиваем. А Царство Божие — это не место, это состояние. Что есть, по существу своему, Царство Божие? Это — состояние, в котором Бог является единственным, вечным Царём, — то есть, Его воля, Его желание, Его власть являются абсолютными для этого человека. Говоря иным, более мягким и не совсем точным человеческим языком, Царство Божие — это всецелое исполнение Его воли, когда человек живёт совершенно только волей своего Бога. То есть, по сути дела, Христос ходил и говорил о том, что надо жить по воле Божией? Да, Он говорил и об этом. Говорил — и люди проникались Его словами, но сделать этого не могли. Мы же даже словами Его не проникаемся, и воля Божья почти никогда и почти никому не была нужна. Мы ведь приходим в Церковь, чтобы Его заставлять творить нашу волю. Мы говорим: «Господи, сделай то, что я хочу! Сделай то, что мне хорошо!» Он нам шепчет через Евангелие, говорит: «Нет, ты сделай так, как Я тебе велю, и тебе будет хорошо». — Нет, Господи, отстань! Сейчас не об этом речь! Ты послушай, что я тебе скажу, ведь это очень важно! Мне очень нужно, чтобы Ты сделал и это, и это, и это! А потом, когда всё это будет, я приду и попробую сделать то, что Ты мне говоришь. Шёпот Бога у дверей нашего сердца говорит: «Радость Моя! Дочь Моя, сын Мой! Ты сделай то, что Я тебе говорю, и всё то, что ты хочешь, исполнится само собой! Ибо в этом состоят и цель, и смысл, и радость, и закон жизни. Ты сделай то, что Я тебе говорю — и ты ни в чём не будешь нуждаться, и все желания твои исполнятся. Ведь вся проблема твоя в том, что ты не слушаешь Меня!» И, рано или поздно, человек, доведённый до отчаяния своими поступками, своими грехами, своим неверием, хотя бы на одре смерти расслышит голос Божий и попытается, хотя бы в оставшееся ему время, исполнить то, что велит ему Христос: простить всех и полюбить кого ещё хватает сил, тех, кто ещё остался у его смертного одра. А, в основном, воля Божья никому не нужна. Потому что дело Христа — вовсе не в том, чтобы говорить о том, что есть воля Божья, — и уж совсем не в том, чтобы исцелять, давать зрение или воскрешать мёртвых. Он пришёл не для этого. Он пришёл для того, чтобы исполнить волю Божью: вознестись на Крест волею и умереть наших ради грехов и нашего ради спасения. И вот, мы подходим к Престолу: там антиминс, на нём изображён лежащий во гробе Бог. Мы поднимаем глаза — и видим Распятие; перед нами — распятый Бог. Вот, до того Господь возлюбил мир, что умер, сделался немощным, беспомощным, чтобы исполнить волю Божью в отношении этого мира: мир должен быть спасён смертью Бога, Который этот мир сотворил…

«Бог сотворил мир, но не Он внёс в него зло. Зло и смерть в него внесло Его творение как раз потому, что не послушало Бога. Что за странный закон мира! Бог сотворил мир; какие-то негодяи в нём напакостили, — а Бог, вместо того, чтобы их наказать, идёт и умирает, как Творец этого мира, но в смерти этого мира не виновный. И, как не виновный в смерти, и умирающий за жизнь мира, Он вновь даёт миру жизнь, — и эту Жизнь смерть победить не в силах. И эту Жизнь мы вкушаем, когда причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа; вкушаем Жизнь — и живём. И весь путь Христа вырисовывается нам совсем иначе, когда мы пришли в храм, сначала для того, чтобы просить себе исцеления, потом стали слушать, что Он говорит: о какой-то воле Божьей, о какой-то любви; потом причастились — и в один прекрасный день мы понимаем, что есть только один закон жизни: ты должен терпеливо умирать ради любви к другим людям. Ради любви и ради пользы и блага этих других людей. Только так может продлиться жизнь мира: либо ты мучаешь, убиваешь, укоряешь, разрушаешь жизнь других людей, — либо терпишь всё, чтобы другому было хорошо. Жена, готовящая ужин, чтобы накормить мужа, который лежит на диване, — знает она об этом, или не знает, — поступает по-христиански, поступает, как Христос. Отец, уходящий на войну, чтобы туда не пошёл его сын, — знает он о том, или не знает, — поступает, как Христос, закрывающий Собой тех, кого нужно закрыть. Мать, которая не спит ночами, питая грудью своего плачущего ребёнка, — знает она о том, или не знает, — поступает, как христианка. И все мы, всякий раз, когда мы забываем о себе и делаем что-то для другого, чтобы другому было хорошо, исполняем закон Христов. Если бы мы каждую минуту, каждую секунду нашей жизни жили так, — тогда бы мы с вами уже жили в Царстве Божием и чувствовали бы его аромат, его сладостное благоухание, это движение Духа и Жизни в нас. Потому что суть христианства — именно в том, чтобы, забывая себя, жить для другого человека; забывая о себе, служить другому человеку; забывая о себе, терпеть милостиво и кротко другого человека. Это и есть закон Христов. Если бы мы стали так делать, то мы бы уже носили в себе, ощутили бы в себе явно благодать Святого Духа, которую Бог для того и дал людям, чтобы они именно так жили. Аминь».