Проповедь иерея Константина Корепанова в Неделю 7-ю по Пятидесятнице: «По вере вашей да будет вам»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали в евангельском чтении простую историю о том, как два слепых человека подошли к Иисусу Христу и получили исцеление от своей слепоты. «Веруете ли вы, — спрашивает Он, — что Я могу это сделать?» Они говорят: «Веруем, Господи!» — и Он отвечает: «По вере вашей да будет вам», — и они прозрели. Что, казалось бы, проще: придти ко Христу и сказать то же самое, что эти слепцы. Может, мы и зрячие, но болезней у нас хватает: у кого-то внутренние органы болят, у кого-то — болит душа, у кого-то, как у того сотника, болеет близкий человек: или сын, или дочь, — и, казалось бы, так легко сказать: «Верую, Господи, — исцели!» и услышать в ответ: «По вере вашей да будет вам!» Но мы не видим потоков исцеляющихся несчастных людей, приходящих в храм за исцелением. Эти исцеления, конечно же, случаются, мы об этом слышали, даже об этом читали; мы видели знаки этих исцелений, но почему-то с нами этого не происходит, с нашими близкими не происходит, и мы смущаемся, изнемогаем, говорим: «Да полноте, возможно ли такое? Может, это всё придумали, написали, — а этого и не было никогда?» А происходит это всегда где-то, но почему-то всегда — не там, где я. Но Христос всегда и во веки — Тот же. Он всегда — и в прежние эпохи, и сейчас, и до скончания века — каждому говорит те же самые слова: «По вере вашей да будет вам», и всё, что мы получаем, — это и есть свидетельство нашей веры. А если мы попросили и не получили, — то не потому, что не так просили, а потому, что не верим. Да как же мы не верим, если мы просим? А вот так: мы не верим, но просим. Мы же много у кого просим, но не верим, что нам помогут. Мы просим просто потому, что просить надо — надо идти туда или в другое место, — в этом кабинете не помогли — так в другом помогут; в другом не помогли — так в третьем, — где-нибудь помогут. Мы просто тыркаемся куда придётся, — авось где-нибудь поможет: не помогло в храме — пойдём к какой-нибудь бабушке; не помогла бабушка — пойдём к дедушке; дедушка не помог — в собес пойдём, где-нибудь нам всё равно помогут. И всем этим мы свидетельствуем, что помощь-то нам нужна, но в то, что оказать её может Бог, мы не верим, — иначе мы бы просто неотступно просили и, несомненно, получили бы, — но неполученное и говорит о том, что мы не верим. И, рано или поздно, человек, просящий или не просящий, понимает и на исповеди свидетельствует: да, Господи, — да, батюшка, я — не верующий человек; я почти.не верю, я почти не люблю; я — очень мало верующий, я не думаю, что Бог может помочь. И ситуация последних двух лет со всем известной болезнью ясно показала, как мало мы верим, как легко нас можно уронить в сомнение, в неверие, в ропот, в негодование, и даже в ненависть и в озлобление друг на друга. Это всё — свидетельство нашего неверия, и, рано или поздно, тогда человек говорит, приходя к Богу или к священнику: «Но я же хочу верить! Как, откуда мне эту веру взять? Как мне сделать так, чтобы Бог слушал меня? Как мне сделать, чтобы получать просимое? Как мне сделать, чтобы почувствовать силу моего Бога, милость моего Бога и утвердиться в этой вере?» И вот, сегодняшнее апостольское чтение указывает путь максимально простой, максимально естественный, который доступен каждому человеку и, в принципе, путь этот мы знаем. Он действительно очень простой; как говорит один мой друг, он — элементарно простой. Вот, все вы знаете молитву «Отче наш» и говорите её, наверное, несколько раз в день. Может, вы просто её говорите, а может, вы молитесь этой молитвой; — так или иначе, все слова этой молитвы вы знаете. А в этой молитве есть слова: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим.» Что это? Это значит: «прости меня так, как я прощаю других» — Он и прощает нас так, как мы прощаем людей: мы не прощаем — и остаёмся непрощёнными. Грехи наши — на нас, потому что мы не простили людей, виновных перед нами. Бог даровал нам прощение с Креста; Он простил наши грехи, но они остаются на нас, потому что мы никак не хотим простить ближнему нашему его грехов; ни за что не простим никогда — и не уговаривайте. Пусть Бог мне простит, но я прощать не буду. Я могу простить сестру в храме, когда она наступила мне на ногу, но мужа пьющего — ни за что на свете! но не эту… от которой у меня лицо воротит — ни за что на свете! Да никогда: пусть знает свое место! Я ещё отомщу ей!