Протоиерей Григорий Завершинский о пророке Захарии и праведной Елисавете: Господь говорит с человеком в любой период в его жизни — детстве, юности, зрелости и старости
18 сентября святая Церковь празднует память пророка Захария и праведной Елисаветы, родителей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Апостол Лука начинает свое Евангелие с рассказа о родителях Иоанна Крестителя, священнике Захарии и Елизавете.
Об этом размышляет протоиерей Георгий Завершинский:
«Я уже стар, и жена моя в преклонных годах, как же узнать, что Ты услышал меня, Господи?» – спросил священник Захария ангела, посланного Богом (см. Лк. 1: 18). Из-за естественного человеческого сомнения диалог с Богом тогда не состоялся.
Вместе с женой Елисаветой праведный Захария был перед Богом непорочен, но на них было «поношение бесчадства» – в течение долгого времени у них не рождался ребенок. Многие годы своей жизни они просили Бога, а теперь стали пожилыми и уже перестали думать об этом.
Во время каждения в храме Захарии явился ангел. Увидев его, священник смутился. Он, вероятно, устал ждать ответа от Бога, хотя вместе с женой всегда об этом молился. Бог не отвечал и медлил целую человеческую жизнь, лишь в конце которой через ангела ответил: «Услышана молитва твоя» (Лк. 1: 13). Ангел объявил Захарии, что у них с Елисаветой родится младенец, который будет праведен перед Богом, «не будет пить вина и сикера» (Лк. 1: 15) и удостоится принять Святого Духа, как сказано в первой главе Евангелия от Луки.
Человеческие силы иссякли – прошли годы, подступила старость и, наверное, успокоенность на том, что происходит в жизни. Однако Бог открывает Свою волю, когда пожелает: в юности человека, в его зрелости или старости. Захария не ответил Богу так, как потом ответили апостолы Филипп и Андрей, Иоанн и Иаков Зеведеевы. Иисус призвал их от рыбной ловли, и они тотчас оставили свои сети и пошли за Ним. Диалог – взаимное приятие Бога и человека – состоялся во Христе. Люди оторвались от своих привычных занятий и пошли за Тем, Кто их призвал. У Захарии так вышло не сразу, и через ангела он получил, можно сказать, Божие наказание: «За то, что ты сразу не принял волю Бога, ты не сможешь говорить, пока она не сбудется» (ср. Лк. 1: 20).
Потеряв голос, человек не может состоять в диалоге с другими людьми. Не доверившись Богу, Захария стал нем и, выйдя из храма, объяснялся только знаками. Пожилой священник, праведный перед Богом, странным образом онемел, и люди поняли, что в храме ему было видение и произошло что-то необыкновенное.
Пришло время, и Елисавета родила. Младенца принесли в храм и стали решать, какое ему дать имя. Тогда мать сказала: «Иоанн». Такого имени в их роду не было, а называть ребенка посторонним для семьи именем было не принято. Люди изумились: «Почему Иоанн? Дайте сыну имя отца – Захария». Но мать настаивала, и тогда обратились к самому Захарии. Он попросил дощечку и написал: «Иоанн имя ему». Тотчас его уста открылись и Захария стал говорить. Диалог с Богом состоялся – будучи в преклонных летах и всю жизнь прожив в молитве, человек наконец услышал Его.
В постоянном ожидании Захария было ослабел, но, получив новое «задание», исполнил его. Тогда состоялся не только диалог с Богом, но восстановился и диалог с людьми. Захария обрел голос и, пророчествуя, стал прославлять Бога. Голос дан, чтобы, имея общение с Богом, человек мог возвестить о Нем другим людям. Когда же остается лишь сетование: «Прожил целую жизнь, уже стар, все кончилось», – говорить об этом невозможно.
Из статьи протоиерея Григория Завершинского, благочинного приходов Русской Православной Церкви в Шотландии и Северной Ирландии, доктора философии, члена Союза писателей России.
Источник: https://monastery.ru/authors/protoierey-georgiy-zavershinskiy/