Богослужения Рождества
Богослужение Рождества вовсе не ограничивается Литургией в ночь с 6 на 7 января, хотя она, безусловно, находится в центре церковной жизни этого периода. Первый день Предпразднества Рождества — 2 января. «Готовься, Вифлеем!» — поётся в тропаре в этот день, и вся Церковь готовится к встрече с Великой Тайной, и наконец, в Сочельник, 6 января, подходит вплотную к ней.
Утром накануне Рождества совершаются Царские Часы. Трижды в год (в сочельники Рождества и Крещения и в Страстную пятницу) эта служба, входящая в суточный богослужебный круг, проходит с особой торжественностью: посреди храма перед лежащим на аналое Евангелием и открытыми Царским вратами читаются псалмы и Священное Писание, поются тропари. Вероятно, Царскими часы в эти дни стали называться потому, что в Византии на них всегда присутствовали императоры, а позднее в России члены царской семьи также старались не пропускать это богослужение перед Рождеством.
После Часов на Вечерне, наполненной радостью о Христовом воплощении, уже начинается празднование. Пост ещё не окончен, но после следующей за вечерней Литургии Василия Великого (которая совершается лишь десять раз в году) на середину храма будет вынесена свеча, символ загоревшейся в небе Вифлеемской звезды, и все собравшиеся в церкви запоют: «Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума…»
После этого до самого вечера день у большинства прихожан будет заполнен последними предпраздничными заботами. Всенощное бдение в некоторых храмах бывает в привычное время и затем повторяется ночью, в других — начинается ближе к полуночи. Во время него пришедший в мир Младенец Христос прославляется в Рождественском каноне, а после — начинается Литургия Иоанна Златоуста. Во многих храмах она повторяется утром, чтобы и те, кто по той или иной причине не смог оказаться в храме ночью, в этот Великий Праздник не остались без приобщения Святых Христовых Тайн.
Источник: сайт журнала «Фома»