Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 07 октября 2021 года: о фарисействе

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали в Евангельском чтении, как Христос пришел в родной для себя город, и люди Его не приняли. Они встречают Его с сарказмом, с издевкой: «Ну-ка, давай, докажи, на что Ты способен! Слышали мы, что Ты чудотворец, — мы поглядим». То есть, они провоцируют Его. Мы, грешные люди, в такой ситуации хотим доказать кому-то что-то, чтобы нам поверили. И поэтому, когда мы слышим, что нас упрекают и провоцируют на то, чтобы мы доказали и показали, мы должны понимать, что это в нас волнуется гордыня. Это мы хотим доказать и показать не свою веру, а то, что мы тоже что-то можем, что мы не простые люди, что действительно в нас что-то есть, некие особенности и качества, которых нет у других, — мы хотим показать себя, а не нашу веру. Словами ли, чудесами ли… «А вот ты съезди в Тарасково — и увидишь, а вот ты съезди в Дивеево — и увидишь, а вот ты съезди в Иерусалим — и сразу всё поймёшь!» А человек ничего не поймёт, и ничего ему не будет показано и явлено, потому что он приходит с гордой мыслью: он приходит испытать своего Бога. Но нельзя искушать Господа Бога своего. Мы оба оказываемся посрамлены. Он — за свою гордыню, и мы за свою гордыню. Всегда надо понимать, что если у нас есть желание кому-то что-то доказать, то это желание — не от Бога, и с ним надо бороться. Бог Сам явит себя, ибо Он — истинный Бог. Его Силу, Власть и Любовь не нужно доказывать — она очевидна. И человек столкнётся с Ней тогда, когда это будет угодно Богу, а не нам, ибо никто не может прийти к Богу, если Сам Бог не привлечёт его к Себе. И если бы могли проанализировать всё то, что движет нашими поступками, мыслями и словами, когда мы, вроде бы, радеем об обращении наших близких, мы бы увидели, что нами, на самом деле, движет гордыня, желающая доказать человеку, что мы правы, и нам очень хочется, чтобы человек признал нашу правоту. Не святость Христа, не любовь Божью, а нашу правоту. И потому часто бывает, если кто из близких обратился по нашему усердию к Богу, мы нет-нет, — да помянем ему: ну что, благодарен теперь мне? понимаешь, что я для тебя сделала или сделал? понимаешь теперь, каково бы тебе было, если бы не я… И не понимаем, насколько мы этим убиваем себя, потому что воздаем славу себе, а не Богу. Если бы мы были кроткими и смиренными, люди гораздо быстрее приходили бы ко Христу. Потому что своим размахиванием руками и собственной гордыней мы заслоняем Бога от человека, он видит нас и нашего Бога, а не своего собственного, не Того, Кто сотворил небо и землю.

И Христос не сотворил там не одного чуда по неверию их, и, более того, Он упрекает их и говорит: «Разве вы не читали в Писании, как это бывает? Был в Израиле пророк, звали его Елисей. И ни один еврей не смог получить пользу от пророка Елисея, — только чужестранец, сириянин Нееман пришёл и получил исцеление от проказы. Ни один другой прокаженный не был исцелен. И Илья посылается за чудом в столицу Сидонскую, в языческий город, где вдовица поверила его слову, отдала ему последнюю каплю масла и горсть муки. Поверила, и кормилась и жила некоторое время за счёт того, что сотворялось чудо. Никто другой не смог бы этого сделать, потому что не поверил бы. И это — упрек всем верующим, всем как бы верующим, всем как бы православным. Как сказал апостол про нас, что из-за нас люди не могут прийти к Богу, потому что мы излучаем раздражение и ревность, зависть и обиду, потому что мы нет-нет — да корим человека, потому что мы не мирные и не любовные, потому что мы не желаем человеку блага, мы только хотим, чтобы все увидели, что мы правы. И поэтому никто ничего не получает, ничего… Если бы вдруг вы захотели сделать церковный анализ списка имён исцелившихся у Всецарицы в известном монастыре в Тарасково, мы с удивлением бы узнали, что 90 процентов исцелившихся, пришли туда первый раз, и в церковь не ходили, а не исцелялись как раз те, которые ходили в церковь, потому что они не верили; они пришли, на самом деле, доказать, показать свою веру, а не веруя действительно в то, что Бог всё может.

А вчерашние язычники, или вчерашние безбожники, вчерашний человек атеист прибегает, потому что он верит, что Бог благ и щедр, и получает исцеление и радуется, как дитя, зная, что это не его сила, не его вера, не его молитвы, не его подвиги, — а милость и щедрость Бога, — и это все, что требуется от человека. Но мы заскорузли в собственной влюбленности в свои подвиги, не видим ничего, кроме самих себе, погрязших в своих мнимых молитвах и подвигах, и не видим ничего, кроме самих себя, мы все считаем и думаем, сколько мы молимся и постимся, мы все — в самих себе, вместо того, чтобы смотреть на необъятное, непостижимое, как мы говорим на литургии, непознаваемое, невозможное к объятию, великое Божественное Солнце, изливающее тепло и свет всем, совершенно всем людям. И мы бы просто грелись под этим солнышком, подставляя под Него свои души, ничего не мня о себе. Мы похожи на одуванчик или куст, который зеленеет и цветёт и думает, что он обязан этим своим цветам и листьям, потому что, не будь у него таких цветов и листьев, солнце бы его не освещало. И это наша беда, наши проблемы: что мы приходим в церковь несчастными, страждущими, болезнующими, и получаем исцеление, — а потом, укрепляясь здесь, думаем, что мы обязаны этому своими подвигами, постами и молитвами. Хотя мы всегда, до скончания наших дней, даже этими молитвами и постами обязаны только щедрости и милости Божией и больше ничему. Поэтому очень важно, чтобы нам не потерять ощущения Божественного присутствия, не потерять благодарности собственного сердца, помнить, что всегда и везде, с первого нашего дыхания и до последнего, мы всем всегда и безусловно обязаны только Его любви и щедрости. Аминь.

Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Лариса Емец, Елена Плотникова

Аудиозапись проповеди: https://yadi.sk/d/mHxyiCs3VIdQMQ