Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пятидесятнице: «По вере вашей да будет вам…»

Неделя 7-я по Пятидесятнице. За Богослужением было прочитано об исцелении двух слепцов и глухонемого (Мф. 9:27-35). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали в евангельском чтении простую историю о том, как два слепых человека подошли к Иисусу Христу и получили исцеление от своей слепоты. «Веруете ли вы, — спрашивает Он, — что Я могу это сделать?» Они говорят: «Веруем, Господи!» — и Он отвечает: «По вере вашей да будет вам», — и они прозрели. Что, казалось бы, проще: придти ко Христу и сказать то же самое, что эти слепцы. Может, мы и зрячие, но болезней у нас хватает: у кого-то внутренние органы болят, у кого-то — болит душа, у кого-то, как у того сотника, болеет близкий человек: или сын, или дочь, — и, казалось бы, так легко сказать: «Верую, Господи, — исцели!» и услышать в ответ: «По вере вашей да будет вам!» Но мы не видим потоков исцеляющихся несчастных людей, приходящих в храм за исцелением. Эти исцеления, конечно же, случаются, мы об этом слышали, даже об этом читали; мы видели знаки этих исцелений, но почему-то с нами этого не происходит, с нашими близкими не происходит, и мы смущаемся, изнемогаем, говорим: «Да полноте, возможно ли такое? Может, это всё придумали, написали, — а этого и не было никогда?» А происходит это всегда где-то, но почему-то всегда — не там, где я. Но Христос всегда и во веки — Тот же. Он всегда — и в прежние эпохи, и сейчас, и до скончания века — каждому говорит те же самые слова: «По вере вашей да будет вам», и всё, что мы получаем, — это и есть свидетельство нашей веры. А если мы попросили и не получили, — то не потому, что не так просили, а потому, что не верим. Да как же мы не верим, если мы просим? А вот так: мы не верим, но просим. Мы же много у кого просим, но не верим, что нам помогут. Мы просим просто потому, что просить надо — надо идти туда или в другое место, — в этом кабинете не помогли — так в другом помогут; в другом не помогли — так в третьем, — где-нибудь помогут. Мы просто тыркаемся куда придётся, — авось где-нибудь поможет: не помогло в храме — пойдём к какой-нибудь бабушке; не помогла бабушка — пойдём к дедушке; дедушка не помог — в собес пойдём, где-нибудь нам всё равно помогут. И всем этим мы свидетельствуем, что помощь-то нам нужна, но в то, что оказать её может Бог, мы не верим, — иначе мы бы просто неотступно просили и, несомненно, получили бы, — но неполученное и говорит о том, что мы не верим. И, рано или поздно, человек, просящий или не просящий, понимает и на исповеди свидетельствует: да, Господи, — да, батюшка, я — не верующий человек; я почти.не верю, я почти не люблю; я — очень мало верующий, я не думаю, что Бог может помочь. И ситуация последних двух лет со всем известной болезнью ясно показала, как мало мы верим, как легко нас можно уронить в сомнение, в неверие, в ропот, в негодование, и даже в ненависть и в озлобление друг на друга. Это всё — свидетельство нашего неверия, и, рано или поздно, тогда человек говорит, приходя к Богу или к священнику: «Но я же хочу верить! Как, откуда мне эту веру взять? Как мне сделать так, чтобы Бог слушал меня? Как мне сделать, чтобы получать просимое? Как мне сделать, чтобы почувствовать силу моего Бога, милость моего Бога и утвердиться в этой вере?» И вот, сегодняшнее апостольское чтение указывает путь максимально простой, максимально естественный, который доступен каждому человеку и, в принципе, путь этот мы знаем. Он действительно очень простой; как говорит один мой друг, он — элементарно простой. Вот, все вы знаете молитву «Отче наш» и говорите её, наверное, несколько раз в день. Может, вы просто её говорите, а может, вы молитесь этой молитвой; — так или иначе, все слова этой молитвы вы знаете. А в этой молитве есть слова: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим.» Что это? Это значит: «прости меня так, как я прощаю других» — Он и прощает нас так, как мы прощаем людей: мы не прощаем — и остаёмся непрощёнными. Грехи наши — на нас, потому что мы не простили людей, виновных перед нами. Бог даровал нам прощение с Креста; Он простил наши грехи, но они остаются на нас, потому что мы никак не хотим простить ближнему нашему его грехов; ни за что не простим никогда — и не уговаривайте. Пусть Бог мне простит, но я прощать не буду. Я могу простить сестру в храме, когда она наступила мне на ногу, но мужа пьющего — ни за что на свете! но не эту… от которой у меня лицо воротит — ни за что на свете! Да никогда: пусть знает свое место! Я ещё отомщу ей!

И поэтому приходим мы в храм и уходим отсюда мы с пустыми руками. Он нагрузит наши руки сверх меры, но только при одном условии: если ты пойдёшь и будешь отдавать полученное. Получил милость — иди, отдавай — люби! Получил богатство — иди делись богатством, получил прощение — иди делись прощением, получил исцеление — иди и ты твори так же, утешился — иди утешай, вдохновился — иди и вдохновляй; какой мерой мерите — такой и вам отмерится. Этой молитвой Господь говорит о том, что всё теперь зависит от того, как вы относитесь к другому человеку: как вы относитесь — того и стоит ваша вера. Если вы верите, что Я простил вам грехи, — значит, Я ппростил и всем вашим окружающим. Богу не важно, насколько тяжёл мой грех — убил я человека или таракана — неважно; важно, что Он прощает нам и то, и другое, и еще что-то более страшное и тяжёлое; Он прощает нас всех сразу. Если ты хочешь ходить прощенным — иди и прости. Он любит всех, Он явил любовь с Креста всем и всем излил благодать Своей любви, и ты, получив, почувствовав эту любовь, — иди и люби. Нынешнее апостольское чтение так и говорит: «Как Христос принял вас — так и вы принимайте друг друга во славу Божию» — что вы, если вы сильные и уже верующие, должны немощи немощных носить, а не себе угождать. Если вы слабые — и будьте слабыми, — зачем вам судить, учить, укорять? Вы же слабый человек, и ходите, раздавленный тяжестью своих грехов. Но, если вы получили прощение и милость, — тогда терпите немощи других людей, как Христос терпит немощи всех нас. Всё же просто. И поэтому Христос легко даст нам всё просимое, если в сердце нашем будет вера в то, что Бог изливает Свою благодать независтно, не мне за то, что я хороший, а всем, потому что хороший — Он, — понимаете разницу? Я прихожу и прошу: «Господи, я к Тебе пришёл! Я и постился для Тебя, я и молился для Тебя, и в храме уже сорок минут стою, — ну дай мне то, что я прошу!» То есть, мы говорим: «Господи, смотри, какой я хороший! Дай мне это — жалко Тебе, что ли?» Так Он не даст. Но если мы пришли и говорим: «Господи, я пришёл к Тебе, потому что слышал, что Ты хороший; я знаю, что я плохой, я — сволочь, я — негодяй и ничтожество, но мне сказали, что Ты — хороший, что ты не смотришь на грехи человека, что ты прощаешь и жалеешь всех: вот, блудницу исцелил, вот, Закхея простил, вот, других — пятых, десятых — всех, даже язычникам даёшь по сердцу их. Я слышал об этом, потому и пришёл, — помилуй меня!» — и, несомненно, человек будет помилован. Но это его с неизбежностью поставит в условия, где он должен будет так же теперь относиться к другим. Его же приняли, как грешника, не посмотрели на его грехи, — и он должен теперь открыть объятия каждому и помочь, и ущедрить, и поделиться хоть капелькой своей любви с другим человеком. Если бы так приходили люди к Богу, если бы так просили, то это и была бы вера наша, — и мы бы уходили отсюда напитанными благодатью и получали бы просимое. Но мы не видим других, мы не понимаем, — а, значит, не верим Христу, что Он пришёл не ко мне только, что Он пришёл ко всем людям: китайцам, японцам, американцам, — чёрным, белым, зелёным, — ко всем Он пришёл, всех Он любит, ибо все мы — Его дети. Если мы не верим в это — то мы не верим во Христа. Мы верим просто, что Он — Бог. Мы же — русские люди, мы знаем, что если хочешь получить просимое, надо придти с чёрного хода и назвать то священное имя, которое ты знаешь: «Я — от Марьи Николаевны». Всё — проблем нет. «Я — к Сигизмунду Петровичу.» Тоже — никаких проблем нет. Вот мы так и приходим, думаем, что и с Богом возможны такие отношения: «А я вас знаю, я знаком с таким-то человеком», или «я на храм пожертвовал несколько тысяч рублей, — Господи, Ты должен меня услышать!» Но, если мы поверили, что Бог пришёл ко всем, — ко всем грешникам, а, значит, и ко мне, — сердце наше исполнится великого дерзновения, и, как Он обещал, всё, о чём ни попросим Его, Он даст нам, ибо Он никогда не говорит лжи Словом Своим. Аминь».