Преподобный Далмат Исетский: «…он не искал суетной славы и власти. До самой смерти оставался простым иноком…»

Город Далматово — одно из первых русских поселений в Зауралье, старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в далеком 1644 году от Рождества Христова старец Далмат.

До пострижения в монахи преподобный Далмат, в миру был Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей.

После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невьянский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери.
…Далмат выбрал для уединения удобное в географическом отношении место – высокий обрывистый холм – берег реки Исети, урочище Белое Городище – при слиянии рек Течи и Исети. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа.
Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду. Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. И дважды он терпел неудачу. Трудно сказать, каким образом старцу удалось одержать победу в борьбе за эти земли. Предложений  много: и дальнее родство с Илигеем, и чудесное явление Пресвятой Богородицы  татарскому мурзе, который после этого передал во владения  Далмату земли Белого Городища в 1646 году.

К 1651 году первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище по благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремнева) деревянную часовню, кельи и ограду – первые постройки будущего монастыря. Но им было суждено простоять недолго. Обитель была подвержена разорению со стороны калмыков, затем башкирских кочевых племен, но каждый раз обитель возрождалась и вокруг старца Далмата собирались люди.

Святой Далмат не искал суетной славы и власти. До самой смерти он остался простым иноком, хотя официально ему принадлежало настоятельство в монастыре. Авторитет святого Далмата был так велик, что его слово было решающим .

Преставился ко Господу преподобный Далмат 25 июня 1697 года в возрасте ста трех лет. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Для захоронения был сооружен кирпичный склеп. В 1707 году над склепом была построена деревянная усыпальница или часовня.

В 1871 году на могиле инока Далмата был построен новый каменный храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1896 году над могилой преподобного возвели каменную усыпальницу, примыкающую к Скорбященскому храму.

В 1918 году имя преподобного Далмата было включено в службу всем святым, в земле Российской просиявшим, составленную святителем Афанасием Ковровским.

В 1923 году Далматовский монастырь был закрыт, в 1928 году прекратились богослужения в Скорбященской церкви. С 1933 года в помещении усыпальницы святого последовательно находились гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения, прачечная. Вещи старца Далмата были переданы в местный краеведческий музей, надгробие выброшено на свалку, пол над местом захоронения старца неоднократно бетонировался, а росписи усыпальницы были закрашены.

Лишь в 1992 году в Далматовском монастыре была возрождена монашеская жизнь. Проведены раскопки в гробнице святого, и 6 августа 1994 года были обретены мощи преподобного Далмата. Их поместили в деревянной раке в монастырской церкви в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».

К 300-летию смерти Далмата ему были написаны служба и акафист.

В 2004 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил:

«причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля».

А 4 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил общецерковное прославление подвижника.

Преподобне отче Далмате, моли Бога о нас!