Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 20 мая 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
 Сегодня вы слышали в евангельском чтении фрагмент беседы Иисуса Христа о хлебе жизни, в котором Он свидетельствует о том, что Он и есть — истинный Хлеб, сходящий с Неба; и вкушающий его, как вкушающий истинного Хлеба, не умрёт никогда. Ибо, если человек, вкушающий тленный хлеб, как вкушающий тлен, будет причастен тлению, — человек, вкушающий Христа, нетленный Хлеб, будет нетленен и воскреснет в вечную жизнь. Очень многих, — как тогда смутили, — так и сейчас смущают эти слова: многие изумились от такой речи и отошли, — и, в ответ на это, Христос говорит: «Никто не может прийти ко Мне, если его не привлечёт его Мой Отец». Этим Он показывает, что не во власти человека, и не от воли человека зависит, избирать или не избирать ему Христа. Призывает Господь, бросает семя Господь, и голос звучит Божий, и никто не смог бы никогда уверовать, ни прийти к Богу, ни стоять в храме, ни прочитать Евангелие, если бы это не дано было ему Самим Богом. И именно Бог, даровавший ему это, является в нас и источником нашей веры, и нашей жизни. Но много и много, и трижды много надлежит смириться человеку, чтобы понять эту, в общем-то простую, общеизвестную, доступную истину: что сам по себе он ничего божественного сделать не может. Если бы сегодня благодать Божия оставила каждого из нас, — мы не то, что веровать, — дышать бы не смогли. Но нам кажется, что мы всё сами, сами, сами: это мы сами думаем, сами дышим, сами веруем, — и делаем Богу одолжение тем, что приходим к Нему, — а Он должен разбежаться и от радости сделать всё, что мы просим: ведь мы сделали Ему одолжение, мы же Его почтили, постояли в храме, помолились Ему. И никак не может постичь человек, что всё, что в нём есть, — не то, что большого, — дары, таланты, способности, вера, — а даже малого, — дом, здоровье, хлеб, — и очень маленького, — способность дышать, функционировать многочисленным клеточкам его организма, — всё это — милость, благодать, щедрость и любовь Божия. И потому не получается ничего в жизни человека, что он никак не может смириться и принять этого. И поэтому он ходит и бунтует против Бога, постоянно ропщет на обстоятельства его жизни, на здоровье, на окружающих людей, на эпоху, в которую он родился, на город, на соседей, на родителей, на финансы, — всё время ропщет, вместо того, чтобы благодарить, ибо всё, что у него есть, — достойно, чтобы благодарить за это Господа. И потому мы служим Евхаристию, Божественную литургию, и в ней — все молитвы — благодарственные; мы благодарим за то, что мы существуем, ибо это есть благо, одно из величайших благ на свете, — но всё это человеку трудно постичь, а потому и трудно принять христианство, и трудно принять, что Бог есть любовь, — и вообще всё остальное трудно принять, потому что не хочет человек смириться и признать себя перед лицом Божьим крохотной былинкой, обязанной Ему даже тем, что она есть, и благодарить Его за всё, что есть. В этом есть символ величайшего назначения для человека и величайшего источника блага для человека.
 
Смирись, человек! Прими то, что Бог заботится о тебе, щедрит тебя, любит тебя, Сына Своего не пожалел для тебя! И прими всю жизнь эту, и солнце, и дождь, и снег, и сытость, и голод, и болезнь, и здоровье, и одиночество, и семью, и ум, и безумие, — всё-всё прими, ибо, если это есть в твоей жизни, — значит, это тебе приготовлено любовью Божией, благостью Божией. И увидеть в том любящую руку Божию будет возможно, если мы смиримся и научимся не себя самих считать источником всего хорошего, — а Бога нашего, в Котором мы есть, и движемся, и существуем. Аминь.
 
Записала Елена Плотникова.