Проповедь иерея Константина Корепанова на Радоницу 11 мая 2021 года: «…у Бога все живы, у Бога нет мёртвых, и все мы живы перед Его лицом… «

Во имя отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы празднуем Радоницу, когда все мы молимся о наших родных и близких усопших.

Если человек веровал, то дальше уже не столь важно, много ли он веровал,или мало веровал; сильна его вера или слаба; — главное, что вера сделала самое важное: она соединила его с Богом во Христе, оживотворила его потоками вечной жизни. И мы, когда вспоминаем наших усопших, для нас является величайшей отрадой, если наш близкий, который жил с нами в этой жизни, веровал во Христа. Это согревает нас надеждой на то, что человек, уйдя к Богу, уйдя в тот мир, так и остался причастным жизни вечной, — если он причащался здесь, если соединился здесь в таинстве Крещения, в таинстве Тела и Крови, — и это утешает нас надеждой, и наша молитва за наших усопших не является скорбной; скорбим мы более всего о себе, о том, что мы разлучены с тем человеком, которого любим, его нам не хватает, его любви, его заботы, его ума, его такта, его нежности или ещё чего-то, что с ним связано; мы скорбим более о себе, чем о нём; и, наоборот, горе нам, когда близкие наши не веровали во Христа и не соединились со Христом, — тогда мысль об этом переполняет нас болью и отчаянием, потому что сердце наше свидетельствует, что, если человек не соединился со Христом, то он лишён вечной жизни, и что-то страшное стоит между нами и этим человеком. Мы не предвосхищаем прежде Страшного Суда, прежде всеобщего воскресения из мёртвых, не предвосхищаем решения этого Суда, но отчаяние томит нашу душу в отношении тех близких, которые не соединились в этой жизни со Христом. И всё-таки, приходя сегодня молиться за наших усопших, умерших в вере, мы приносим сюда нечто. Что мы приносим сюда? Почему мы пришли помолиться? Почему мы пришли поставить свечку? Потому что все люди во Христе, все люди в церкви связаны единой жизнью, и эта жизнь струится в каждом человеке потоком любви. И, чем больше человек любит, тем больше в нём этой жизни, и нас влечёт сюда помолиться именно эта любовь, именно осуществляя в молитве эту свою связь с близкими, мы оживляем своё сердце в любви и к ним, и к Богу. Как здесь, при жизни по отношению к ещё живым людям, молясь за этих людей, мы чувствуем в нашем сердце любовь к ним, которая становится всё больше, и сердце наше становится всё шире. Мы молимся за живых, и чувствуем, что наша любовь достигает наших близких, наших родственников, и их заледеневшее сердце оттаивает, меняется, смиряется. Мы чувствуем, что не только наше сердце изменилось, исполнившись любви к тому человеку, за которого я молюсь, но и он меняется, чувствуя движение моей любви; и над всем этим, обнимая и моё сердце, и сердце человека, за которого я молюсь, стоит Христос, соединяющий в этой молитве наши сердца воедино, потому что молитва есть действие Святого Духа в сердце человеческом. Молитва есть действие Духа, который согревает и моё сердце, и сердце другого человека, за которого мы молимся. И таким образом мы становимся ближе друг ко другу, и к Богу.

Мы все это более-менее понимаем по отношению к живым нашим близким, — но то же самое происходит и по отношению к усопшим близким, ибо у Бога все живы, у Бога нет мёртвых, и все мы живы перед Его лицом. И вот мы, поминая или молясь, ставя свечи, или принося приношения, мы свидетельствуем, являем эту любовь к нашим усопшим близким; и, чем глубже наша молитва за них, чем полнее наши переживания их присутствия, их значения в нашей жизни, тем ближе мы становимся друг ко другу, так что люди достигают такого состояния, что ощущают и усопших, как совершенно родных, не далёких, а близких. И мы видим это в опыте святых, когда по молитве святителю Николаю, уже ушедшему на небеса, он является и помогает, — или какой-нибудь иной святой; — или даже ещё не канонизированный человек, но действительно проживший по-христиански и любивший Бога, — стоит только обратиться к нему, — и он спешит на помощь, — как Серафим Саровский ещё задолго до своей канонизации; как многие исповедники ХХ века, — когда их внуки или сыновья взывали к ним, и они помогали; как блаженная Ксения на протяжении двухсот лет, ещё не будучи канонизированной и признанной святой, но люди притекали к ней потоком, обращались и получали от неё помощь, ибо любили её и молились ей. И такая возможность предоставлена всякому человеку в вере, потому мы и молимся за наших близких, потому мы и взываем к Богу, — чтобы прикоснуться сердцем к тайне вечной любви. Как поём мы в заключение всякого заупокойного Богослужения «вечная память»; мы хотим, чтобы эта вечная память была обо всех нас у Бога, потому что наша память кончится, как только мы умрём; но мы хотим, чтобы Бог нас никогда не забыл, мы хотим, чтобы, пока мы живы, пока мы дышим, мы бы помнили о дорогих для нас людях, чтобы лик их, память о них не стёрлась из нашего сердца, чтобы любовь к ним продолжала жить в наших сердцах, ибо эта любовь — ключ к тому, чтобы встретиться с дорогими для нас людьми, когда мы придём а день всеобщего воскресения, когда мы войдём в обители Царя нашего Небесного, одной из радостей для нас будет встреча с теми, кого мы любили, о ком помним, о ком молились все эти дни, — и заупокойные, и не заупокойные, — ибо нет более драгоценного дара перед лицом Бога, чем любовь человека к человеку. Поэтому будем молиться и будем помнить всегда и во всей жизни нашей дорогих для нас людей, будем молиться и помнить; и пусть в нашем сердце место, которое занимал дорогой для нас человек, становится не меньше с годами, а больше в ожидании грядущей встречи с этим человеком перед лицом возлюбившего нас Бога. Аминь.

Записала Елена Плотникова.

Аудиозапись: https://yadi.sk/d/hblG23jkveZ6qQ
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/_AzfBmzh_vc
Автор: Константин Корепанов
Видео: Анна Тахненко