Проповедь иерея Константина Корепанова в день памяти 40 мучеников Севастийских

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
          Сегодня Святая Церковь празднует память Сорока мучеников, которые были замучены в Севастии Армянской почти на самом исходе мученической эпохи, — едва ли не последних мучеников, которые пострадали за Христа. Во всей империи уже действовал Миланский эдикт, а вот до этого города ещё новшество не дошло, и эти люди были замучены за Христа по благоволению Божьему. Севастийский полк, сорок мучеников, — дружных, разного возраста; все они — мужчины, все они — солдаты, воины. И, тем не менее, судья, который сам горел мифической ревностью, решил заставить их отречься от Христа. Они легко могли поднять бунт, легко убить этого судью, легко захватить власть в своем городе и установить там то, что им было угодно. Они предпочли страдать за Христа, — хотя были вооружены, и были храбры, обучены и мужественны. Просто они считали, что пострадать за Христа — это честь, а не позор для человека. Это — Радость, к которой должен был бы стремиться каждый человек! По сути так же, как Христос, имея возможность сопротивляться, они сопротивляться не стали и предпочли страдать со Христом. Мучитель избрал для них необычное мучение. Он вот в такое же самое время, в мартовские дни, погрузил их в озеро, — в холодное, горное озеро, в котором они должны были мучиться. Они могли бы убежать оттуда, если бы захотели. Только тот, кто испытывал холодную воду, примерно понимает, что с ними было. Они держались друг за друга и подбадривали друг друга, чтобы никто не отрекся от Христа. Баня стояла на берегу, растопленная, разожженная.. — они могли убежать в эту баню и согреться там. Но они стояли там, в воде, хотя это было невыносимо! Кто-то из них падал, его поддерживали. Ибо люди были разные, и по уровню веры и по уровню своего здоровья и по крепости телесной. И, в этом смысле, мученик является символом, знаком, иконой мужской дружбы, мужского братства. Где мужчины вместе не только переживают военные приключения, — но и закрывают спины друг другу, поддерживают друг друга, утешают, чтобы человек не потерял веру, чтобы не сломался. В этом смысле , икона сорока мучеников является иконой любой духовной школы, любой семинарии, любой духовной академии. Она изображает то же самое — братство верующих людей, которые должны утешать и наставлять в вере, чтобы никто не сломался, никто не сдался, никто не отступил.
            Но один, как вы знаете, не выдержал, и увидев раскалённую баню, всё-таки побежал, — и, не добежав, умер раньше. Ибо так бывает с человеком, который не доносит свой крест до конца.
           Но на берегу сидели воины, стерегущие эту дружину святых мучеников, и один из воинов увидел, как с неба спускаются венцы; благодать Божия коснулась сердца этого человека, и он захотел присоединиться к ним, прыгнул, раздевшись, в воду: «Я тоже хочу быть христианином!» И отдельный венец спустился на его главу, и Бог принял его в Свою дружину. Он не был в дружине этих сорока, но он был в дружине Христовой. Благодать Божия призвала его и причислила к лику этих сорока мучеников.
          И поэтому, именно сегодня читалось Евангелие о работниках одиннадцатого часа.
Сразу после того, как прибежал этот воин, их вывели из воды и отправили на смерть! То есть, он почти не мучился и не страдал, он не стоял всю ночь в этой холодной воде, он не переживал вместе с ними тяготы, но, тем не менее, Бог причислил его к своему воинству! Таково милосердие Божие! И бывает так, что человек всю жизнь ходит в храм, всю жизнь старается исполнять молитвы, всю жизнь старается что-то делать, как ему кажется, правильное…. И вдруг, на старости лет, говорит: «Как мне всё это надоело, как от всего этого я устал, всю жизнь себя ограничивал, и толку никакого нет, и радости никакой не получил». И умирает в этот момент… И вся его жизнь, все его добрые дела, весь его подвиг никаким образом не повлияют на его посмертную участь, он будет отвержен от Лица Божьего.
А вот, бывает, человек и ест, и пьет, и ни в чем себя не ограничивает, живёт грешной жизнью в своё удовольствие, но в конце жизни вдруг берётся за ум, и начинает каяться и молиться! И не много проходит времени; три или пять лет он проходил в церковь, и во время Великого Поста, особенно напряжённого своего подвига, умер, и был вознесен Ангелами на Небеса и был причтен к тем, которые всю жизнь подвизались за веру Христову. Таково милосердие Божие, что и человек, призванный в одиннадцатый час, получает награду ту же, что и великие святые и великие труженики. Ибо награда у всех одна — Царство Божие, возможность жить в любви Христа и видеть Того, Кто его любит. А Тот, Кто любит, это оценивает высшей наградой: неважно, сколько человек подвизался — пять минут или всю жизнь, — Он одинаково радуется тому что наконец-то нашел того, кто достоин Его Любви, и любви Бога отдает свою жизнь. И мы всегда должны помнить слова, которыми заканчивается сегодняшний Евангельский отрывок: «Много званных, мало избранных». И, чтобы человек был избран, от него требуется только одно: возлюбить Господа Бога своего! Как бы он ни любил, — мало ли, много ли, — но должен именно полюбить! Никогда ничего не делайте формально, никогда ничего не делайте только потому, что так надо, потому, что это нисколько не приводит вас к Богу! Вы даже любимым не сможете угодить, если будете делать что-либо без любви, — просто потому, что так надо, — даже букет цветов не приносит радости девушке, если вы его подарили, потому что надо, а не потому, что любите! Тем более Бог, который видит наше сердце. И в нашем сердце должна быть любовь к Нему; только она приемлется Им как жертва; только она ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными! Только любовь ко Христу животворит наши сердца и делает нас людьми Божьими! Аминь.

Записали Лариса Емец, Елена Плотникова.