Проповедь иерея Константина Корепанова 18 марта 2021 года. Великий канон святого Андрея Критского. День четвертый.

Аудио. Проповдеь иерея Константина Корепанова 18.0.2021. Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
  Вы слышали в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского тропари, обращенные к преподобной Марии Египетской, которая почитается Церковью, как образец покаяния, образец того, что может сделать с человеком покаяние: величайшая грешница становится величайшей святой.

И сегодня вспоминался и молитвенно описывался, рассматривался такой момент: молитвенное слово говорило: «Она покорила себя воле Христа, и поэтому достигла того, что очистились грехи её, и она превзошла и удивила даже ангельское естество, когда стопами своими перешла через Иордан.» Вот этот момент — «покорила себя воле Христа» — это то, что, собственно, и представляет собой саму суть покаяния — покорить себя воле Христа. Ведь грех — это непокорность Его воле. Грех и есть то, что моя воля важнее всего, больше всего, она есть суть моей жизни. Я хочу — и делаю. Я считаю это правильным — и делаю. Я не соотношу своё желание с волей Божьей, мне этого просто хочется. Причём, это моё «хочется» может оправдываться чем угодно — любыми благочестивыми мыслями, чувствами, и даже, более того, цитатами из Священного Писания. Но, по-существу — это остаётся моей волей. И любая моя воля, как бы она ни была благочестива и хороша сама по себе, — есть грех, ибо грех и есть тот зазор между волей моей и волей моего Бога. Если воля Божья есть жизнь, и только в этой воле и есть, само по себе, существо жизни, — то любое — не важно по каким мотивам, отклонение от этой воли есть погружение в смерть, — на крошечный мизинчик или по уши, — но всё равно, это — погружение в смерть.
Смерть начинает действовать в нашем теле, в нашей душе, отравляя и убивая наш дух. И покаяние в том и состоит, чтобы вырвать себя из собственных хотелок, чтобы всю свою волю посвятить воле Христа — всю, до конца. И тогда жизнь вечная будет потоком воды живой струиться в нашем естестве. «Из чрева, — как сказал Христос, — потекут у вас потоки живой воды.» Если бы мы, действительно, как она, покорили всю свою волю воле Божьей: «Не так, как я хочу, Господи, но как Ты хочешь».

И вся жизнь человека, — и особенно это актуально во времена покаяния, во дни покаяния, во дни Великого поста, — состоит в том, чтобы узнать, что есть воля Божья, и, узнав, исполнить эту волю Божью. Узнав, исполнить это гораздо труднее, потому что мы часто ходим и спрашиваем в смущении: «Что, Господи, Тебе угодно?» Но это вопрос не по существу, потому что мы спрашиваем это, выбирая из двух наших воль: «Что лучше сделать, Господи, — это купить или то; на эту работу пойти или на ту; с этим человеком общаться, к этому батюшке пойти — или к другому; в этот храм ходить, — или в другой», — в сущности, мы выбираем, что нам было бы удобней. Мы не спрашиваем, на самом деле, по-существу: «Господи, что Ты хочешь от меня? Скажи мне, и я сделаю». Потому что мы боимся самого этого вопроса. И, когда мы задаём его себе честно, мы понимаем, — если мы внимательны, — что мы почти обнимаем, щупаем, трогаем само существо греха. Мы боимся, — именно, не со страхом Божьим, — просто боимся, трепещем перед своим Богом: «А вдруг Он скажет что-нибудь такое, что мне не понравится.» Вот это — суть греха и суть неверия. Мы не любим нашего Бога. Мы думаем, что Он — злой и суровый, что Он, точно, потребует того, что мне не понравится. Мы заведомо уверены, что на Него надеяться бесполезно. Потому и происходят с нами разные тягостные, неприятные, скорбные истории, чтобы мы, забыв о себе, побежали к Нему, и просто припали бы к нему, прося о помощи; и Он эту помощь нам оказывает. Так мы учимся думать о Боге правильно. А мы думаем о Нём, как Адам, который спрятался от Него под кустик, думая: «Авось Бог не увидит и пройдёт мимо, и я тогда буду делать снова то, что мне хочется».

Сам этот вопрос обличает нас, — но этот вопрос может вывести нас к свету: «Господи, что Ты хочешь, чтобы я сделал?» Или, — что ещё лучше, — потому что обычно Господь не прячет Свою волю где-нибудь в скрытых местах; чаще всего, Он её уже открыл. Просто мы ходим вокруг неё, бегаем от неё и прячемся от неё, потому что она нам не нравится. В сущности, мы все стоим, как Матерь Божия, перед открытой, возвещённой нам волей Божьей, и должны сказать: «Я — раб Твой, Господи. Я сделаю то, что Ты хочешь.» потому что мы знаем, на самом деле, что Он хочет от нас: любить ли свою жену, прощать ли своих друзей, работать ли честно, брать — не брать, молиться — не молиться, поститься — не поститься. Мы знаем, что Он от нас хочет, просто нам эта воля Его очень не нравится. А открыто согрешить нам стыдно. И вот мы ищем каких-нибудь оправданий себе, каких-нибудь разных лукавых ходов, чтобы не исполнять Его волю. И запутываемся, в конце концов, в этих, самохотных стремлениях страстей, о которых сегодня тоже в каноне говорилось.

Надо быть честным перед Богом. Надо верить, что Он никогда не попросит от нас того, чего мы не можем. Он никогда не попросит того, на что у нас нет сил, которые Он Сам же на осуществление Своей воли и даст. Он и никогда не потребует от нас того, чего мы бы в конце нашего пути не облобызали с радостью. Ведь, именно то, что Он просит, и будет для нас и счастьем, и радостью, и жизнью, и источником непрестанной благодарности к Богу, потому что Он хочет одного — чтобы нам было хорошо. Аминь.

Записали Светлана Наумова и Елена Плотникова.