Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 25 февраля 2021 года

https://yadi.sk/d/i_aRtDZIb-UaZA — аудио
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня вы слышали, дорогие братья и сестры, евангельские слова Господа нашего Иисуса Христа, призывающие всякого человека бдеть. Буквально так и говорит Он: «Бдите, бдите и паки бдите!» — несколько раз Он произносит это слово, призывая нас быть бдительными. И эта бдительность не относится, строго говоря, ко временам апокалиптическим, ибо Он говорит, что вы не знаете, в какой день придёт Сын Человеческий. Он не говорит, чтобы мы наблюдали и бдели над тем, чтобы в мир пришёл или не пришёл антихрист. Он говорит о том, чтобы мы бдели, ибо нас ждёт встреча со Христом: придёт Сын Человеческий. Мы же, вместо бодрственного отношения к ожиданию нашей встречи со Христом, склонились к тому, чтобы высчитывать дни и сроки до того времени, когда придёт антихрист – будто он вожделенен для нас больше, чем наш Христос. Ведь, строго говоря, люди, ожидающие и вычисляющие приход антихриста, как минимум, высокомерны, потому что они считают себя лучше, чем другие люди, знающие что-то, понимающие что-то и уверенные в том, что встреча со Христом для них не страшна. Они боятся встречи с антихристом, а не встречи со Христом.
Но христианин готовится ко встрече со Христом. Именно по этому поводу его Господь призывает бдеть и молиться, потому что его ждёт встреча, и эта встреча, как говорит Евангелие, страшна. Страшна не потому, что Он — суровый и жестокий, — а потому, что люди оказываются не способными к этой встрече, не способными явить полноту любви и смирения, которые дал им Христос. Он дал это. В том-то и, своего рода, трагедия христианина. Он всё думает, что он может оправдаться, как человек, живущий до Христа: «Не смог, не сумел, не получилось, не дотянулся я, Господи; прости меня». Но христианин – это человек, который получил уже всё. Вся полнота даров ему дана. Надо только взять эти дары и принести Тому, Кто их дал: Твоя от Твоих – принести Давшему. И, на самом деле, только наше нежелание взять эти дары и принести их Тому, Кто нам дал их, является препятствием для того, чтобы мы любили или были смиренными. Ибо смиренный, негордый Бог живёт в нашем сердце. Не когда-нибудь будет жить, а уже сейчас живёт, переплавляет наши чувства в подобное Себе смирение. И мы слышим всякий раз, что Он, будучи образом Божьим, смирил Себя, был послушен даже до смерти, и смерти крестной. «Нет, — говорим мы, — никогда не слушались, не слушаемся и слушаться не будем, — хоть мир пади. Никогда не слушались, не послушались, и послушничать не будем. Как творили свою волю, — так и будем творить. Как делали, что хотим, — так и будем делать». А Он уже стучится в наше сердце не снаружи – изнутри, ибо мы причащаемся Его смирению, Его существу, Его Телу. Это смирение уже вкраплено в нас, влито в нас, расплавленным металлом влито в наши сердца, и мы можем быть смиренными, если только не отвергнем своё «хочу», своё «я лучше знаю», своё «мне так нравится», и просто сделаем то, что Он от нас просит, ищет, требует; послушаем Его. И этот огонь станет золотом нашего смирения.
Его любовь уже изливается на нас, особенно в момент причащения Тела и Крови Иисуса Христа. Он делает нас способными любить. Любить не только того человека, который стоит рядом с нами в храме, — любить того, кто сидит дома, кто докучает нам, кто не понимает нас, того, кто не любит нас, — даже того, кто враг наш, ибо Бог же любит его, — того, кто наш враг. Бог же его любит; Он же умер за этого человека и сейчас протягивает к нему Своё сердце и Свои объятия, раскрываемые на распятии. Это всё уже в нас живёт. В момент причащения Его любовь вливается в нас, чтобы делать нас способными любить. Но мы говорим: «Не любили — и любить не будем. Пусть любят нас, — они (люди) для того и пришли в этот мир, чтобы нас любить, о нас заботиться, нам помогать. Но я буду сидеть, радоваться и благодарить Бога за то, что так замечательно устроен этот мир: все меня любят, и всё в мире происходит по моей воле, — и делается так, как я хочу», — вот идеал современного христианина. И поэтому ничего мы не чувствуем, и поэтому ничего принести не можем, и поэтому думаем, что встреча с Богом не страшна для нас. А она — страшна, потому что Тот, Кто дал нам смирение, придёт спросить: «Где оно?» Тот, кто даровал нам любовь, придёт спросить: «Я же пропитал тебя насквозь любовью. Ты сочишься, как губка, этой любовью. Почему же её никто от тебя не видит?» И нам страшно станет, ибо нечего нам сказать. Мы никого не любим, мы – горды, самолюбивы и самовольны, и поэтому встреча с любящим нас Богом может стать страшной.
И поэтому Он говорит: «Бдите! Бдите, потому что не важно, когда наступит конец мира». Для нас-то он наступит тогда, когда дыхание наше закончится. Для нас эта встреча с Богом наступит тогда, когда мы умрём. Какая разница, когда умрёт мир, если мы уже встретимся с Богом в этот самый день, когда умрём. И что мы скажем Ему? И очень важно суметь до этого времени смириться. Смириться, хотя бы, на одре смерти; на одре болезни сказать: «Господи, (как мы говорим на Литургии) Ты всё для меня сделал, Ты всё мне дал, мне не в чем Тебя упрекнуть. Нет ничего в этом мире, ни одного мгновения, ни одной минуты, когда бы Ты меня не любил, не заботился бы, не помогал мне. Вся жизнь прошла под кровом Твоим. Я ничего Тебе в ответ не принёс. Буди милостив мне, грешному».
И человек, исповедующий смирение, исповедующий свою негодность, исповедующий то, что он ничего не может, но по-прежнему, надеется на Его милость, уже смягчит тяжесть этой встречи. Ибо мы знаем, что принести Ему ничего не можем. Мы – негодные рабы, неключимые, но мы надеемся на Его милость. И, если мы действительно надеемся на Его милость, то только одного нам недостаёт: так же милостиво относиться к тем, кто рядом с нами; миловать их. Миловать, ибо сами помилованы; миловать, ибо сами нуждаемся в милости. И милующий встретит при встрече со Христом милость, — и большего ничего не надо, ибо Отец прощает нам грехи точно так же, как мы прощаем нашим близким.
Помилуем всех, и простим всех, и тогда встреча с Возлюбленным станет для нас не страшной. Аминь.
Записали Наумова Светлана, Плотникова Елена