Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы: «Чудо Православной веры в том, что Он делает нас подобными Ей, и мы являемся тоже и ковчегом, и хранительницей, и Престолом, и Небом, и понесём в себе Бога».


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, днесь вводится в храм Господень».

Пречистый храм Спасов – так Церковь вдохновилась, так она была в свое время потрясена тем, что человеческое дитя, Дева, — Ту, которую мы назовем Матерью Божией – стала подлинным храмом, о котором пророчествовал Бог всеми образами мыслимыми и немыслимыми еще издревле. Ибо первое пророчество об этом храме было сказано еще при изгнании Израиля, когда было сказано, как мы это привыкли слышать: «Семя жены сотрет главу змия».

И вот это пророчество, это ожидание Той, Которая вместит в Себя Бога, в свое время произвело такое впечатление на Церковь, что она вдохновилась и создала этот удивительный праздник – Дева стала подлинным Храмом Божиим, вместила в себя Бога, несет в себе Бога, как не могут носить Его силы Небесные, Херувимы, Серафимы. Она стала подлинным ковчегом, стала Небом, — стала всем, ибо вместила всё. И вот это удивительное песнопение, которое мы слышим сегодня и вчера слышали, воспевающее этот храм Божий, Деву.

Мы возносим Её сегодня и славим Её, и празднуем Её. И в наше сознание, в наше сердце совсем не входят слова о том, что мы подобны Ей, что мы — тот же самый храм Божий, в котором Она является неким камнем, неким кирпичиком, как говорит апостол Петр. Но и мы этот храм тоже из себя являем. Как говорит апостол Павел: «Вы — храм живущего в вас Бога», — но мы-то этого не сознаём. Прославляя Её, и воспевая Её, и славя Её, к нам вовсе не приходит мысль, что мы подобны Ей, хотя сегодня читаются слова в Священном Писании о том, что «Блаженны слышащие Слово Божие и творящие его». И Христос говорит людям, ублажающим Его мать, что «Все вы будете причастны этой славе, если тоже станете храмом Божиим, ибо вы будете причащаться Богу и Я буду жить в вас», — ибо для этого задумал Бог все действие спасения человека: «Вселюся в них и похожду», — говорит Он пророческими устами.

В нас Он хочет вселиться, в нас Он хочет жить, нами Он хочет делать то, что задумал, нами Он хочет созидать добрые дела и сердца человеческие — через нас, нашими руками, которые являются и Его руками. Он хочет творить добро нашим сердцем, которое является и Его сердцем, Он хочет возносить молитвы нашими устами, в той же степени и Его уста возносят хвалу и воспевают: «Авва, Отче», — обращаясь к Отцу. Ибо никто не мог бы назвать Отца Небесного своим Отцом, если бы не был в нём сущностно, благодатно — Сын Божий.
И вот это чудо Православной жизни, чудо Православной веры в том, что Он делает нас подобными Ей, и мы являемся тоже и ковчегом, и хранительницей, и Престолом, и Небом, и понесём в себе Бога. Но мы не сознаём этого. Мы остаёмся такими, какими были, потому что не сознаём, кем становимся, когда причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа. Мы не сознаём, кем мы становимся, когда исходим из купели, ибо тогда мы были маленькими и неразумными, а если и большими и взрослыми, то не имеющими ни капли веры. Но теперь-то, здесь, вот сейчас, через несколько минут вкушая Тело нашего Бога, принимая внутрь себя Христа, в Котором обитала вся полнота Божества телесного, — почему сейчас мы не осознаём, кем мы становимся? Почему мы не несём ту благодать, которую вкушаем благоговейно и с трепетом, чтобы донести её до тех людей, которые живут в страждущем с нами мире? Мы не понимаем этого.

Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал: «Подлинное христианство не тогда, когда мы стоим, внимая и молясь перед Причащением, а тогда, когда сознавая, что мы такими стали после Причащения, исходим и выносим себя страждущему миру, чтобы любовью Христа его согреть, чтобы любовью Христа его любить, чтобы любовью Христа его утешить, чтобы любовью Христа его вдохновить, напитать; — а мы же ничего этого не делаем. И поэтому Причастие Тела Христа остаётся в нас втуне, напрасно, без плода, потому что мы причащаемся этим для себя. Но разве Матерь Божия вместила в Себя Христа для себя? Разве Она думала о себе? Нет, она издавна была предназначена тому, чтоб послужить делу спасения человека, чтобы нам было хорошо, и поэтому мы воспеваем Её, и поэтому исполняются слова Писания: «Се бо отныне ублажат мя вси роди», ибо этим родам она послужила, исполнив то, для чего призвал Её Бог.

Но и мы призваны подобно Ей, — призваны, как говорит Писание, к тем добрым делам, которые предназначил нам Бог исполнять, ибо мы не принадлежим себе, как и Она не принадлежала себе. Бог призвал нас, чтобы творить Его волю, и мы должны принять это служение, каким бы странным, невозможным оно нам ни показалось, и исполнять то, что велит нам Бог: нести свет во тьму, добро ко злу. Ведь Христос это нам говорит. Он не говорит нам: «Я посылаю вас к хорошим людям, которые будут вас кормить, которые будут вас поить и всячески о вас заботиться», — Он говорит: «Я посылаю вас как агнцев среди волков».
Но этих самых людей мы должны любить. И за этот озлобленный мир мы должны молиться: «Ибо отныне Я в вас живу, Я в вас созидаю, Я в вас животворю, только думайте не о себе, а о том деле, к которому вы призваны, о том деле, к которому Я вас призвал», — говорит Бог. Если мы об этом думаем, если мы действительно поняли, Кто в нас теперь живет и что Он от нас хочет, и что именно к любви призывает нас Бог, — то окрылились бы у нас тела, осмелели бы наши души, оживотворились бы наши сердца, чтобы идти и любить, обнимать, утешать, жалеть, вдохновлять людей, вовсе к этому не готовых и вовсе не это являющие своей жизнью.

Но мы — служители Нового Завета, в нас живет любовь к нашему Богу и у нас достаточно сил, чтобы согреть хоть кого-нибудь в этом оледеневшем от злобы, лжи и ненависти мире. У нас достаточно для этого сил. И когда изнемогает наша вера – будем взирать на Ту, что Сама, первой, стала храмом Божиим и исполнила, предназначенное Ей служение. Она не только Матерь Божия, Она — Матерь и нас всех, и никогда нас не оставит, пока дыханием нашим, пока словами и молитвами нашими мы взываем к ней: «Пречистая Матерь Христа Бога нашего, помоги нам».
Аминь.