Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Рассказывает иерей Константин Корепанов. ч.18

Понедельник. Песнь 8. Тропарь 6. Гиези́ев подража́ла еси́ окая́нная ра́зум скве́рный всегда́, душе́, его́же сребролю́бие отложи́ поне́ на ста́рость; бе́гай гее́нскаго огня́, отступи́вши злых твои́х. Перевод: [Ты, несчастная душа, непрестанно подражала нечистому нраву Гиезия; хотя в старости отвергни его сребролюбие и, оставив свои злодеяния, избегни огня геенского.] (4Цар.5:20-27) Основная мысль: Мы надеемся на деньги, которые откладываем на «чёрный день».
Именно нажежда на сбережения является вредной.  А надо надеяться на Бога. Богатеть надо не в себя, а в Бога. Бог знает, чем прокормить человека, даже в годину испытаний.

Вторник. Песнь 7. Тропарь 4. Покори́ла еси́ нерабо́тное твое́ досто́инство те́лу твоему́, ино́го бо Ахитофе́ла обре́тши врага́, душе́, снизшла́ еси́ сего́ сове́том, но сия́ разсы́па Сам Христо́с, да ты вся́ко спасе́шися. Перевод: [Свободное свое достоинство ты, душа, подчинила своему телу, ибо, нашедши другого Ахитофела-врага, ты склонилась на его советы, но их рассеял Сам Христос, чтобы ты спасена была.] (2Цар.16:20-21) Основная мысль: Мы сами выбрали рабское служение телу, сами подчинились телу. Пост — это возвращение к свободному достоинству души, чтобы душа освободилась от рабства телу. За то, что человек съел кусок мяса в пост, он в ад не попадёт. В ад попадают за грехи. Но грехи он совершает, потому что душа его становится рабской, ибо она не может следовать за Христом и во всем повинуется телу. Пост — мера, которой мы контролируем желания нашего тела завоевать нашу душу.

Вторник. Песнь 7. Тропарь 5. Сластьми́ влеко́мь страсте́й свои́х оскверня́шеся, увы́ мне, рачи́тель прему́дрости, рачи́тель блу́дных жен, и стра́нен от Бо́га, его́же ты подража́ла еси́ умо́м, о душе́, сладостра́стьми скве́рными. Перевод: [Увлекшись сластолюбивыми страстями, осквернился, увы, ревнитель премудрости, возлюбив нечестивых женщин и отчуждившись от Бога; ему, душа, ты сама подражала в уме постыдным сладострастием.] (3Цар.11:6-8) Основная мысль:  Речь идёт о царе Соломоне, который являлся рачителем премудрости, стал заботиться о блудных женщинах и в итоге стал поклоняться идолам, которых они привезли. Из- за этого он потерял связь с Богом. И мы подражаем ему нашим скверным сладострастием. Даже мудрый Соломон поколебался в своей мудрости и поклонился идолам. Если с мудрыми такое произошло, то что говорить о нас, лишённых мудрости? Яд сладострастия очень опасен. Человеку нужна трезвость и осторожность.

Вторник. Песнь 8. Тропарь 2

Ниневи́тяны, душе́, слы́шала еси́ ка́ющияся Бо́гу, вре́тищем и пе́пелом, сих не подража́ла еси́, но яви́лася еси́ зле́йшая всех, пре́жде зако́на, и по зако́не прегреши́вших. Перевод: [Ты слышала, душа, о ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Богу; им ты не подражала, но оказалась упорнейшею всех, согрешивших до закона и после закона.] (Ион.3:5) Основная мысль: Великий пост является не просто частным делом отдельного человека. Он является всецерковным делом. Все: патриарх, епископ, священники включаются в это таинство поста.
Для чего? В первую очередь, для спасения Церкви, чтобы Церковь не перестала быть светом и солью. Ибо только Церковь сохраняет мир от окончательного разложения. Церковь в я великом посте собирает своих верных чад и осаливает их благодатью и слезами покаяния, подвигом, просвещвет их светом. Пост — всецерковное действие по обновлению Церкви. Не случайно в богослужебных книгах великий пост называется «духовной весной».

https://youtu.be/J0VL47sxFuU