Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на Всенощном бдении 4 января 2020 года: «Именно на нас исполняется сказанное Христом Воскресшим: «Блаженны, невидевшие и уверовавшие». И дай Бог, чтобы наша вера не была посрамлена, потому что только наша лень, наше нежелание, наша косность мешают нам видеть, чувствовать Христа Воскресшего».
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении есть интересный эпизод, который привлекает взор и мысль любознательного исследователя. Мы читаем о том, как ученики побежали ко Гробу своего Учителя, потому что Мария Магдалина пришла к ним и сказала: «Я видела Господа. Я разговаривала с Ним. Нет Его в пещере гробной, и сама пещера пуста». И когда Пётр, прибежав ко Гробу, вошёл внутрь, то, как замечает евангелист, он увидел «ризы едины лежаща и сударь, иже бе на главе Его, но осов свит на единем месте… «, и сразу Он уверовал, что Христос воскрес. Почему? Что случилось вдруг в это мгновение в пещере? Конечно, можно нафантазировать много причин: внезапно его осенила милость Божия или ещё что-то случилось. Но на самом деле все гораздо прозаичнее. В эти предпраздничные дни по ТВ3 демонстрировался фильм о Туринской Плащанице. Этот фильм — не новый. Он стоит в ряду нескольких серий фильмов, которые рассказывают нам о феномене Туринской Плащаницы, о том куске холста, хранящегося в Турине и почитающегося некоторыми за подлинную Плащаницу Спасителя. Но когда мы видим изображение, которое там запечатлено, сопоставляем с Евангельскими повествованиями и данными археологии, то видим, что все было не так, как нам описывают современные учёные. Заметим, что ни Православная, ни Католическая Церковь не торопятся объявлять Плащаницу подлинной. Да, это есть икона Христа, икона необычная, на холсте, а не на дереве или бумаге, но тем не менее — это просто икона. Дело в том, что по иудейским погребальным обычаям тело умершего намащивалось большим количеством ароматной смолы и обвивалось вокруг тела, то есть делался кокон, пропитываясь этими смолами. И через несколько часов кокон становился монолитным. Ткань намертво присыхала к коже и просто человеческими усилиями снять было невозможно, но если все же удалось бы снять, то ткань снялась бы вместе с кожей. Плат, которым отдельно повязывалась голова, тоже лежал аккуратно сложенный на особом месте. Освободиться из этого кокона можно было только нечеловеческой силой, и эта сила — Божественная, эта сила — сила Воскресшего Христа. И поэтому ученики уверовали тут же: все встало на место в их головах. И можно воздать славу Богу, что все так случилось. Но задача евангелиста Иоанна не в том, чтобы показать чудеса и знамения, а показать, что же скрывается за этими знамениями. Строчкой ниже он пишет: «Не ведали Писания, что подобает Ему из мёртвых воскреснуть». Не сам факт этого чуда, а Священное писание, которое открыто, вот что должно руководить нашими умами и сердцами. Многие скептики могут возразить: «Хорошо ученикам, ведь они видели Христа Воскресшего, а мы-то не видим». На это нам отвечает Сам Господь. Есть у нас Писание, в котором открыта воля Божия и все, что необходимо нам знать. И наша с вами задача — молиться, чтобы читая букву Писания, проникнуть в его дух, т. е. войти в единение с Богом, чтобы понять, о чем говорят эти строчки. Именно на нас исполняется сказанное Христом Воскресшим: фраза, обращенная ученику Фоме, но в его лице и нам: «Блаженны, невидевшие и уверовавшие». И дай Бог, чтобы наша вера не была посрамлена, потому что только наша лень, наше нежелание, наша косность мешают нам видеть, чувствовать Христа Воскресшего. Аминь.