Слово протоиерея Сергия Алексеева на апостольское чтение в Неделю 25-ю по Пятидесятнице: «И когда мы действительно встанем на путь спасения, мы поймём великий замысел Божий и великую тайну нашего спасения единства во Христе».

Слово протоиерея Сергия Алексеева на апостольское чтение в Неделю 25-ю по Пятидесятнице mp3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшнее апостольское чтение — отрывок из послания апостола Павла. Тема послания к Ефесянам — это тема пути, который дарует Бог от греховной разделенности этого мира к единству в Боге. Этот путь должна возвещать и проповедовать Церковь Христова.
Это есть та благая весть, которую принёс нам Господь, и каждый из нас должен её нести людям.
Апостол Павел очень кратко излагает те добродетели, те свойства христианина, которыми должны обладать все люди, чтобы совершить этот путь. Он начинает свой отрывок необычными словами: «… я узник в Господе…». Обычно апостол Павел не выпячивает свое «я»… Он пользуется таким приемом для утверждения своей апостольской власти. Ведь мы знаем, сколько недоверия было к его словам, когда он говорил, что послан самим Господом.
Здесь он не говорит о своём апостольстве, а говорит о том, что он «узник Господа». Что означают эти слова? Надо обратить внимание на то, что только у апостола Павла встречаются такие выражения как «быть во Христе», «жить в Господе», «проповедовать в Господе», «трудиться в Господе». Быть в Господе — совсем не тоже самое, что делать что-то ради Христа. Нет. Это означает, прежде всего, очень тесное, мистическое единение со Христом Воскресшим. Апостол мог об этом говорить, ибо ему принадлежат слова: «… уже не я живу, а живёт во мне Христос… » Это не просто красивые слова, а констатация того факта, которому мы не придаём должного значения. Из Ветхого Завета мы знаем о Царе Давиде, ходящем пред лицом Бога, и нам рисуется такая картина: Бог где-то далеко, смотрит на наше поведение, наши дела. Или, к примеру, о праведном Енохе говорится, что он ходил с Богом, то есть находился в таком единении с Богом, что не прожил своего земного срока и был взят Богом. Тоже самое и апостол Павел. Он всегда в Боге, всегда во Христе. Он настолько чувствует Христово присутствие, что это «прорывается» через него. Но для нас это не понятно, потому что мы думаем, что Бог где-то далеко на Небе, а мы здесь. Нет. Бог рядом с нами. Христос Воскресший пребывает с каждым из нас. И наша цель — быть в Нем, а не просто с Ним… Узы Павла, прежде всего, — узы Христовы. Апостол говорит от лица Христа, это не его слова.
Он называет пять добродетелей, которые достойны звания, к которому мы призваны. Первая добродетель — смиренномудрие. В античном мире смирение было признаком рабского состояния (до сих пор многие считают смирение несовместимым с достоинством человека. Смирение понимается как рабская покорность, пресмыкание перед «сильными мира сего») …. Античная добродетель — похвальба, отчёт о том, что я сделал, возвещение о своих делах на весь мир, но перед лицом премудрости Божией, которая воплотилась на земле во всеми презираемом плотнике из Назарета, умолкает всякое человеческое кичение. Даже древние авторы понимали, как смешно выглядит самодовольный и напыщенный человек, потому что пока он в силе и здравии, он внушает страх и уважение, но стоит чему-нибудь случится — и вот он уже жалок и смешон. Святой Иоанн Златоуст говорит о смиренномудрии как об истинном состоянии христианина. Оно есть основание всяческих добродетелей и говорить о духовном росте бесполезно без этого основания.
Далее апостол Павел называет кротость. Кротость часто считают синонимом смирения. Но это не совсем так. Кротость — это умение владеть своими эмоциями. Кроткий человек — это человек, который при бурной радости не покажет своего веселия, а лишь сдержанно улыбнётся. А при приступе гнева не покажет своего негодования, а лишь побледнеет от распирающего его чувства.
Третья добродетель — долготерпение. Образец долготерпения — сам Бог. Долготерпение — это умение терпеть неприятных людей без ропота и жалоб. Оглянемся вокруг и увидим, как много неприятных нам людей… Долготерпение учит относится к неприятным людям

ровно, отстранённо, если уж не можем относится с любовью.
Далее апостол вещает относится друг ко другу снисходительно. Вот ещё одна добродетель, которую мы часто путаем с ранодушием и попустительством. Мы считаем, что если мы видим грех другого человека, то должны его обличить и исправить. Да, должны. К этому призывает нас Господь. Но во что выливается наше обличение? Как правило, оно выливается в осуждение. Потому что мы сами не обладаем ни смиренномудрием, ни кротостью, ни долготерпением. Видя, что другой человек поступает неправильно, опираясь на свое субъективное мнение, мы начинаем его обличать. Но смиренномудрый человек посмотрит прежде всего на себя. А себя мы обличаем? Да, бывает, когда уже невмоготу, то мы приходим на исповедь и даже плачем. Но такое происходит не очень часто. И мы готовы испепелить человека, который, на наш взгляд, поступает неправильно. Но мы должны помнить о том, что каждый поступок продиктован какими-то мотивами, и понять эти мотивы, встать на точку зрения другого человека, является нашим долгом. Умение так поступать тоже великая добродетель. Это та добродетель, о которой Господь сказал: «Блаженны милостивые…». И если мы снисходительно относимся к своим слабостям, то давайте относится снисходительно и к слабостям других людей….
Список добродетелей, которые называет апостол Павел, короткий, но очень сложный для исполнения. Легко исполнить какие-то правила, внешние предписания (прочитать столько-то молитв, совершить столько-то поклонов), но трудно быть смиренным, кротким, долготерпеливым, снисходительным. Здесь нужно не просто стараться, здесь необходимо вмешательство Духа Божьего.
И венчает все добродетели знакомая нам всем добродетель любви. Но это не та любовь, о которой мы говорим… Мы любим своих детей, жён, мужей, близких, родину, хороший обед и прочее… Это совсем не та любовь, не о ней говорит апостол Павел. В Новом завете любовь обозначается словом «агапи». «Агапи» — не та любовь, которая исходит из нашей природы. Эта любовь — дар Божий., который даётся каждому в Таинствах, и наша задача хранить этот дар. Вот о какой любви говорит апостол. И только тогда, когда мы проникнемся важностью этих добродетелей, мы поймём замысел Божий по призванию к единству в Боге.
Заканчивается отрывок словами о нашем призвании. А призвание есть актуализация задуманного Богом спасения каждого из нас. Важно помнить, что Бог хочет, желает, жаждет, чтобы каждый из нас был спасён и пришёл к познанию истины. Мы думаем, что Бог хочет нас покарать, но мы в этом заблуждаемся. Не покарать, не наказать, не отправить в ад, а спасти, призвать в Свой мир жаждет Бог. Но мы сами есть препятствие Его желаниям. Апостол Павел говорит о призвании к единству, потому что един Бог, одна вера, одно Крещение, одна надежда, один Бог над всеми нами, один Бог и во всех нас. И когда мы действительно встанем на путь спасения, мы поймём великий замысел Божий и великую тайну нашего спасения единства во Христе. Аминь.