Проповедь протоиерея Сергия Алексеева в Неделю 22-ю по Пятидсятнице: «Фраза, которую мы должны выжечь огнём в своём сердце, принадлежит апостолу Павлу: «Последний враг упраздняется смертью»».

Проповедь протоиерея Сергия Алексеева в Неделю 22-ю по Пятидсятнице, 17.11.2019 mp3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение посвящено одному событию, которое становится основанием  не только нашего эсхатологического будущего, но и основанием нашего настоящего.
Это повествование о Воскрешении дочери Иаира, начальника синагоги. Сюжет события мы знаем хорошо: некий Иаир, у  которого была при смерти  двенадцатилетняя дочь, несмотря на свой статус начальника, презрев все запреты, ибо было время, когда Господу запрещали проповедовать в синагогах, просит Иисуса прийти в его дом, чтобы исцелить больную. Господь не ставит условий, а просто идёт, чтобы совершить то, ради чего пришёл на эту землю. И в тот момент, когда Он входит в дом, он видит приготовление к трауру, потому что дочь умерла. Люди так устроены, что даже из похорон делают зрелище, кстати, этим пользуются недобросовестные агенты похоронных служб. Но не в этом суть. А суть в том, что Иисус знает, что девочка будет жить. Он говорит: » Не бойся, только веруй».  Мы видим здесь извечный конфликт противостояния веры и знаний. Конфликт, который мы зачастую  ищем не там. Мы думаем, что конфликт веры и знаний происходит при столкновении науки и религии. Так принято считать. Но это не так.
Конфликт происходит тогда, когда факты нашей жизни сталкиваются с нашей верой. Потому что в вере в  Воскресение, той вере, которую провозглашал Господь, вдруг встало противоречие с сознанием: какое же Воскресение может быть, когда перед нами хладный труп? Когда мы констатируем смерть? И что можно изменить? Но Господь, не взирая на все протесты, воскрешает дочку Иаира. Он говорит: «Не умерла девица, но спит». И многие толкователи, пытающиеся  привести факты веры в противоречие с фактами жизни, говорят, что эта смерть была не настоящей. Скорее всего, это либо летаргический сон, либо клиническая смерть. Для нас это не является важным. Ключевое слово здесь — смерть.
Смерть — состояние, когда прекращается жизнь. Смерть — антитеза жизни. Но Господь поднимает девицу, Воскрешает её. Это, конечно, не то Воскресение, не эсхатологическое Воскресение,  которое мы исповедуем каждый раз, когда поем или читаем «Символ веры». Современным языком то событие можно назвать «реанимация», возвращение к жизни. Но глядя на это событие, мы должны помнить, что когда мы говорим о смерти, то это касается не только нашей биологической жизни. Получается так, что мы привыкли  к смерти, мы понимаем, что мы не вечны, пройдя свой земной путь,  мы умрём, умрут и наши близкие. И как-то смиряемся с этим. Смерть может быть не только биологической, но и духовной, когда мы впадаем в состояние «окамененного нечувствия», которое называется по-другому  унынием или депрессией. Это состояние  тоже есть  смерть. Всякий раз, когда мы ссоримся с близкими людьми, умирают наши отношения. Нужно вспомнить, что смерть — это последствие греха. И всякий раз, когда мы вольно или невольно согрешаем, мы умираем.
И вот здесь, конечно, важно понимать, что такое смерть для христианского мировоззрения.
Мы говорим: «Смерть — неизбежность человеческой жизни». Как бы мы ни жили:  праведно или неправедно, но мы все равно умрём. Что говорит нам Священное писание? Фраза, которую мы должны выжечь огнём в своём сердце, принадлежит апостолу Павлу: «Последний враг упраздняется смертью». Смерть рассматривается как враг. Таким образом, и грех рассматривается как враг.
Посмотрим, как повели себя люди, которые знали, что девица умерла, и вдруг увидели её ходящей и разговаривающей, как будто ничего не было. Евангелист пишет, что они «дивились». И когда мы  читаем подобные события о воскрешении или исцелении, то по свой реакции делимся на две категории: одни  удивляются, радуются, а вторые боятся, страшатся. Вспомним об исцелении Гадаринского бесноватого. Как отреагировали жители на весть об исцелении соотечественника, которого считали больным и бесноватым? «Уйди, ты нам мешаешь», — говорят они Христу. Люди испугались того, что их привычное течение жизни нарушается вмешательством  непонятного: «Зачем это нужно? Пусть все течёт так, как течёт». А другие удивлялись и прославляли Бога. И мы тоже, глядя на тех людей, можем и должны определить место в жизни. Это место определяется нашим отношением к греху. Да, мы все согрешаем, нет человека, который бы  не согрешил. Тот, кто скажет, что не грешит, тот  либо льстит и  заблуждается, либо не понимает, о чем идёт речь. Но каково наше отношение к греху?
Некий современный тренд церковной жизни говорит так: «Коль все мы грешники, мы должны постоянно помнить о грехе, оплакивать грех и быть в  печали».  Давайте посмотрим, что это значит, сравним себя с теми людьми. Да, жизнь наша такова, что мы впадаем в ситуацию, когда невозможно не согрешить: такова наша немощь. Но когда мы постоянно находимся под влиянием мысли о своей греховности, виновности  и должны об этом помнить, то такое состояние — смерть. Смерть всех наших добрых стремлений, начинаний. Мы и хотели бы сделать что-то доброе, но есть привычка и рефлекс: «Ничего  доброго  мы сделать не сможем, потому что мы — грешные».
Но есть и другие: они  воспринимают проповедь Христа,  апостола Павла о том, что смерть — это враг, а с врагом надо бороться и побеждать. И знают, что с ними Бог, ибо Христос Воскрес и победил смерть. Как такие люди  относятся к греху?
Они  тоже грешат, тоже каются , тоже плачут о грехах, но не тешат  себя мыслью, что все равно пропадать. Они раскаиваются в грехе и стараются о нем забыть.И получается следующее:  для первых покаяние — слезы, а для вторых — слезы радости. Радости по поводу того, что они продолжают дело Христа, готовятся к вхождению в Царство Божие, в  которое не войдёт ничего нечистое. Они с  помощью Божией уничтожают грех, а значит одерживают победу над смертью. И сколько же  освобождается сил и энергии для совершения добрых дел! Подумаем, почему одни воспринимают проповедь Христа, а другие не воспринимают?  Это не абсолютный ответ, но мне мнится  так: в жизни первых людей, унылых фарисеев, смерть и грех занимают определённое место, они вошли в их  распорядок, а вторые  недоумевают, зачем им нужен грех и смерть? Первые — боятся вмешательства Бога в жизнь, а вторые удивляются как дети. Ибо сказано: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное». Ребёнок  всегда удивляется, он познает мир, открывает для себя новое, и ему не скушно в этом мире.  Так и нам не должно быть скушно, потому что с нами Бог, с нами Христос, надежда на эсхатологическое Воскресение и пребывание с Богом. Аминь.