Проповедь протоиерея Сергия Алесеева на Божественной литургии 3 ноября 2019 года: «Бог всех нас любит и спасает. Но для того чтобы быть спасенным, надо протянуть свою руку к спасающей руке Божией».

Проповедь протоиерея Сергия Алесеева на Божественной литургии 3 ноября 2019 года

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ничто не отлучит нас от любви Христовой: ни высота, ни глубина, ни начала ни власти, ни силы, ни настоящее, ни будущее; даже смерть не может нас отлучить от Бога, конечно, если мы сами этого не пожелаем. Эти слова являются состаалящим того, что мы называем Евангелием. И это Евангелие вещается в мире, который живёт по своим греховным законам. И если внимательно вчитываться  в евангельские слова, в те наставления апостолов, которые открыты нам на страницах Священного писания, то мы увидим, как Божественные законы, законы Царствия Божьего, встают  в противоречие с законами мира. Сегодня мы слышали апостольское зачало. Это начало послания апостола Павла к Галатам. Его можно назвать первым богословским посланием, потому что там очень ёмко, очень кратко, очень эмоционально изложены основы того, что мы и называем Благой вестью, Евангелием. Начинается глава с того, что апостол Павел эксапессивно, с настойчивостью, переходящей в маниакальное состояние (можно и так сказать) , настаивает на том, что те слова, которые он говорит, ту весть, которую он провозглашает, не есть от человека.. А это то откровение, которое он получил по пути в Дамаск, когда был ещё Савлом, гонителем церкви, ревнителем иудейских преданий. Его ослепил Божественный Свет как молния, и в мгновение выжег  из него все фарисейство и ветхого человека. Он по-новому взглянул на мир, в прямом и переносном смысле, так как он ослеп на какое-то время, и зрение вернулось к нему частично только после того, как над ним совершил крещение пресвитер Анания. Но даже при плохом зрении апостол Павел смотрел на мир другими глазами. И он возвестил то, что шокировало окружающих, потому что это шло вразрез с религиозными, нравственными и культурным установками того времени: он возвестил Евангелие. Можно понять практические соображения, по которым Павел упорно настаивал на своём сверхъестественном преображении. Но нам не понятно, почему привычные для нас слова Евангелия так были восприняты его современники и почему Павел опять настаивает на их сверхъестественном происхождении? Для нас все эти слова звучат благочестиво, но это результат  двухтысячелетнего влияния христианства на культуру, и это стало общим местом для людей христианской веры, для людей, далёких от веры Христовой.
Но когда-то эти слова воспринимались в штыки, они были названы даже соблазном для  многих. В чем же здесь дело? Почему так случилось? Потому что Евангелие прозвучало в том мире, в котором действовали законы, известные нам со школьной скамьи. Это законы физики, где действие равно противодействию; биологии, по которым в мире выживают сильнейшии;
этики, которые хорошо выражаются в пословицах и поговорках («Без труда, не выловишь и рыбку из пруда», «Как аукнется, так и откликнется» ).
Такие законы действовали и в религиозной жизни, ибо кредо любой религии в том, что ты должен что-то сделать, чтобы ублажить богов и получить  материальные богатства или богатства в посмертной участи. Все это выразилось в простой формуле: я даю тебе, чтобы ты дал мне. Мы что-то делаем и в награду за это что-то получаем. Такие установки были в любой языческой религии. И даже в религии Ветхого завета, где было дано сверхъестественное откровение о Творце мира, все равно соблюдались эти же самые установки. И вот в привычном мире звучат слова: конец Закона. А Закон — это общее выражение религиозных установок: сделай для Закона — получишь обещанное. И вдруг Павел объявляет: конец этого Закона. Цель нового Закона — Христос. Конечно, такие слова были очень соблазнительны. В чем суть Евангелия? В том, что Закон нас делает рабами, заложниками какой-то ситуации. Закон пробивает чувство вины. Посмотрим на себя и вспомним, какими мы виноватыми бываем на исповеди, когда говорим о невыполнении требований Закона.
 Если просто чувствуем себя виноватыми, то покаялись, исправились. Но когда вина становится сутью всей нашей религиозной жизни? Такие установки есть в церковном предании. Блаженный Августин так советовал жить: нужно чувствовать себя постоянно виновником и непрощенным грешником. Но разве это евангельская установка? Нет это установка Ветхого закона. Она нашла свое отражение в народной поговорке: «Не согрешишь — не покаешься». Это лукавая поговорка, потому что грех — болезнь, от которой нужно исцелиться, грех — это то, в чем надо покаяться и забыть. А когда мы постоянно возвращаемся к греху, то это свидетельство нашей слабости или свидетельство того, что грех ещё владеет нами, и мы ещё хотим грешить. Но Евангелие об этом не говорит, оно вообще настроено позитивно: да, все мы грешны, да, все мы виновны, все мы перед Богом не чисты, но в том-то и суть Евангелия, что Бог любит нас такими, какие мы есть. Это не значит, что мы должны продолжать жить во грехе. Нет, наоборот. Бог прощает нам наши прегрешения, и в благодарность мы стараемся жить так, чтобы быть достойными Бога. Это, конечно, трудно. Нам привычны старые установки: согрешил — покаялся. А жить постоянно в идеале чистоты — невыносимо для нашего падшего ума. И поэтому Павла обвиняют в проповеди лёгкого пути спасения: он подстраивается под греховные привычки людей и говорит о том, что ничего страшного, Бог всех любит, Бог хочет всех спасти. Да, это так: Он всех любит, и Он всех спасает. Но для того чтобы быть спасенным, надо протянуть свою руку к спасающей руке Божьей. Это то малое и единственное, что мы можем сделать. И Паел говорит, что Евангелие — это не потакание человеческим слабостям, наоборот, это Преображение человеческих слабостей в нечто доброе, нечто полезное, в то, что достойно Царствия Божьего. И в этом суть Благой вести. И в этом наша радость. Господь постоянно говорит: «Всегда радуйтесь!» И апостол Павел повторяет этот призыв: «Всегда радуйтесь!» Ибо Бог всегда с нами и готов прийти на помощь. Ну а мы можем принять или отвергнуть спасающую десницу Божию. Как бы то ни было, Бог нас любит, желает нашего спасения, а не нашей погибели. И пусть наши слабости преобразятся силой Божией в достойное для человека бытие. Аминь.