Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на апостольское чтение в Неделю 19-ю по Пятидесятнице: «… ибо сила Моя совершается в немощи…»
Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на апостольское чтение в Неделю 19-ю по Пятидесятнице mp3
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшнее апостольское чтение — отрывок из второго
послания апостола Павла к Коринфянам.
Послание очень эмоциональное.
Как пишет апостол Павел, послание написано в сердечной горечи, потому что его духовные чада восстали против него, поддавшись клевете, которую «выливали» на апостола его оппоненты. И в этом отрывке, и в самом послании, часто употребляется слово «похвальба».
Мы знаем, что такое похвальба, она для нас некоторым образом желанна в каких-то делах и начинаниях.
Похвальба в античном мире была само собой разумеющейся. Считалось, хорошим тоном хвалиться: богатым — своим богатством, сильному — своей силой, родовитому — своим происхождением, праведному — свой праведностью. Но ведь хвалились те люди, которые не имели надежды: они знали, что жизнь пройдёт, они умрут. Но, что там за гранью смерти, они не знали, не представляли и не догадывались. И поэтому единственное средство получить радость в этом тленном мире была надежда на человеческие вещи. Поэтому и хвалились. Хвалились философы, молитвенники, праведники, военноначальники, писатели и поэты, хвалились те, кто имел таланты, а те, кто не имел талантов, либо с благоговением либо с завистью, внимали этим словам. Разумеется, даже в языческом мире было понятно, что смертному человеку неразумно хвалиться перед лицом бессмертных богов. И отцами Ветхого завета похвала осуждалась. И только в Новом завете похвала была решительно уничтожена и осуждена не только как человеческое неразумие, но и как прямое отрицание благодати искупления. Апостол Павел в другом послании пишет: «Есть ли теперь то, чем человек может похвалиться? Если было, то оно уничтожено Крестом Христовым. Ибо Крест Христово стоит в центре благовестия.». Крест Христов стоит и в центре богословия апостола Павла. И он бы говорил всю правду в лицо, ту истину, которую открывает Воскресший Христос, но уровень слушателей не давал этого делать.
И апостол нисходит до уровня современного ему слушателя. Он говорит о том, что если до вас не доходит истина, то я тоже похвалюсь. Он надевает маску современного человека и говорит так, чтобы его услышали. И его слушают. Но чем он хвалится? Он хвалится тем, о чем в благородном обществе даже помыслить боятся, чтобы не уронить своего достоинства. Он хвалится тем, что немощен, что сидел в тюрьме, что испытывает гонения, он даже вспоминает эпизод, унизительный для любого человека. Он — Павел, апостол, избранный, сидит в корзине, и его спускают со стены под покровом ночи, потому что ему было опасно оставаться в Дамаске. Какой нормальный человек будет этим хвалиться? Но задача апостола Павла не возвеличить себя, а продемонстрировать Благовестие Христово. А мы знаем, в чем суть Благовестия: это откровение о немощи в человеке, которая побеждается силой Божией.
Оппоненты апостола Павла упрекали его в том, что он является незначительным человеком. Действительно, современники описывают его как человека невзрачного, маленького роста, лысого, с телесными недостатками. Но даже они говорили, что апостол имел мистический дар. И апостол Павел подтверждал это. Рассуждения оппонентов о своём мистическое опыте сводились к таким утвержлениям: мы тоже люди духовные, мы восходим в своём религиозном экстазе к небесам, мы получаем откровение и тем самым
свидетельствуем о свой духовности. Павел тоже имеет откровение, мистические переживания, мистический дар. Но как он говорит об этом? Нехотя, о третьем лице: будто он знает человека, который в теле или не в теле, был восхищён до третьего неба и слышал неизреченные глаголы. О чем были слова, Павел не хочет говорить, ибо если он поставит во главу угла проповеди свою мистику, то тогда будет перечеркнуто Благовестие Христово. И в этом мы видим предостережение нам на много лет вперёд. И мы, спустя 2000 лет, падки на сенсации, мы тоже любим бегать за чудесами, знаниями. И любой прохиндей, шарлатан может завладеть нашими умами, сказав, что имеет откровение.
И апостол Павел просит судить себя не по своим талантам, а по результатам проповеди Евангелия. Проповедь Евангелия совершается в немощи. К числу своих немощей Павел добавляет и свою болезнь. Он называет свою болезнь образно: «… дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа, о том, чтобы удалил его от меня». Но Господь ему ответил не так, как бы мы ожидали, основываясь по нашему человеческому размышлению. Господь сказал: «Довольно для тебя благодати моей, ибо сила Моя совершается в немощи».
Наверно, эта фраза—центр сегодняшнего отрывка апостольского чтения. Центр нашей духовной жизни. Мы бы хотели быть молитвенниками, духовными людьми, мы бы хотели, чтобы по нашей молитве исцелялись наши близкие или хотя бы меняли образ жизни — мы бы хотели многого. Но нам не дано. И не потому, что мы не достойны. Среди нас есть очень крепкие люди, наделенные и мистическими дарами. Но не в этом их преимущество, не в этом преимущество христианина. Преимущество христианина состоит в человеческой немощи, которая покрывается силой Креста. В что такое Крест Христов? Это видимое торжество смерти, беззакония, безнадежности, ибо что может быть безнадеднее смерти? Но мы знаем, что после Креста было Воскресение Христа. И если мы следуем за Христом, то не нужно гнушаться той униженности, в которой мы пребываем в этой жизни. Если мы будем правильно к ней относиться, неся свой крест, то и мы воскреснем с Ним. И никакое унижение, никакие немощи не отлучат нас от любви Бога. И дай нам Бог утвердиться, укрепиться и пребывать в состоянии Божественной любви. Аминь.