Слово протоиеря Сергия Алексеева на Божественной литургии в Неделю 17-ю по Пятидесятнице: «Мы — Храм Бога Живаго»

Слово протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии 13.10.2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть немного мест, но весьма значимых, в Священном писании, в Посланиях апостола Павла, в которых он именует христиан храмами Бога живаго. Сегодняшний отрывок из второго Послания апостола Павла к Коринфянам как раз об этом. Отрывок предваряет 5 риторических вопросов, последний из которых таков: «Какое может быть общение у идолов с храмами Бога живаго? Ответ, конечно, подразумевается такой: никакого.

Вспомним, апостол Павел пишет эти послания вчерашним язычникам, которые жили и продолжают жить в обстановке тотального идолопоклонства. О чем мыслит в то время апостол? Может быть, он вспоминает героические страницы своей истории: о правителе Антиохе  Епифане, который приказал поставить в Иерусалимском храме статую бога Зевса. И вот это осквернение храма, названное знакомыми нам словами «мерзость запустения», послужило толчком к Пасхалии, которая имеет наименование «Макавейская война»

Может быть, апостол Павел вспоминал современные события, когда незадолго до тех дней император Калигула, зовущий себя «богом живым и богом во плоти», не довольствуясь тем, что он носил титул «отец наций», приказал построить храм во славу своего племени и повелел во всех святилищах римской империи поставить свои статуи..  Это касалось и Иерусалима.  Но Господь так устроил, что Калигула был убит перед тем, как приказ исполнили.

Все это предметы истории. Но ведь не истории хочет научить своих духовных чад апостол. Это урок нам.

Историю нужно знать, нужно уметь читать и понимать , но нельзя жить только историей, потому что христианство эсхатологчно, Оно устремлено  не в прошлое,  даже самое героическое, а в грядущее. Именно в этом наша надежда, наше упование, наша вера, ибо мы живем надеждой о встрече со Христом, надеждой на Его Пришествие и на пребывание вместе с Ним.

Апостол Павел обращает внимание вчерашних язычников на то, как опасно общение света с тьмой, так опасно и общение христиан с язычниками. Он говорит, употребляя красивую метафору: «Вы, христиане, есть храм Бога Живаго».  Метафора «Храм» имеет свои корни еще в Ветхом Завете, когда Господь говорит Израилю: «…Я поставлю  жилище Себе  посреди вас, вселюсь и буду ходить среди вас, рядом с вами….». Пребывание рядом помощника и покровителя было двигателем всей Священной истории: истории исхода из Египта, истории завоевания Ханаана, истории выделения колен. И Бог пребывал со своим народом: сначала скиния была областью  чувственного Его пребывания, а потом и Иерусалимский храм. Вот эта чувственность, к сожалению, всегда перевешивает нашу разумность.  

Мыслительные процессы  очень утомительны для человека, и  их  можно прервать в любую минуту. А вот эмоции трудно прервать. Поэтому мы видим на примере Ветхого Завета, как редуцируется Божественное откровение, — Завет Бога с людьми о пребывании среди них обыкновенной религии.

 Ум человека так погряз в чувственности ( не просто человека, а древних иудеев), что они не увидели пребывания Бога нигде, кроме своего Храма. И что из этого получилось, мы знаем: было разрушение Храма, было Вавилонское пленение, где Господь показал, что он Торец неба и земли и Ему  можно поклоняться на всяком месте.  Но после возвращения из плена была радость обретения храма, и снова люди возлагают надежду на каменный храм. И мы слышим, как пришедший во плоти Сын Божий говорит самарянке о том, что  не там в Иерусалиме, ни здесь на горе будет  поклонение истинному Богу. Бог ждет поклонение на всяком месте, в Духе истины будет это поклонение

 Господь произносит таинственный слова: «Разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его». О чем говорит Спаситель, было не понятно для непросвещенных Духом Божиим людей. И только после смерти и Воскресения Христа, после схождения  Духа святого в Пятидесятницу,  ученики поняли, о чем говорил Господь. И апостол подтверждает это. Он говорит, что каждый христианин, движимый Духом Божиим, является Храмом Бога.

Для апостола Павла Дух Божий —  не абстрактное богословское понятие. Это есть живая,  постоянно действующая в мире сила Божия. Вот что такое Дух Божий. И люди, которые считают себя учениками Христовыми, обязаны помнить, что движимые Духом Божиим, они должны идти к некоей цели. А какова эта цель? Эта цель звучит резко для нашего расслабленного сознания. Наша цель – это святость.

Все страницы Священного писания наполнены этим призывом: «Будьте святы, как свят Отец ваш Небесный». Это не только Новозаветная установка, но и Ветхозаветное утверждение.

В Ветхом Завете было трудно исполнить эту миссию, поэтому Бог требует от людей полного отделения от мира, но от мира язычников, идолопоклонства, от мира суеты. Поэтому иудеи создали своей мир завета  с Богом. Но и в этот мир проникла суета.

И поэтому в  Новом Завете дается другая установка. А цель осталась — будьте святы.

В Новом Завете более не существует перегородки от мира.

Христиане не должны отворачиваться от мира. Есть конкретная заповедь: «Идите и научите языцы, крестя их во имя Отца и Сына и святаго Духа».

Ни одна область мира не может быть изъята для Благовестия Христова.  И в этом наше отличие. И каждый из нас призван стать  свидетелем  силы Божией. Быть свидетелем – дело неблагодарное. От свидетелей стараются избавиться. Многие неблаговидные дела и поступки не нуждаются в свидетелях, поэтому христиане всегда гонимы.

Но если мы по-честному свидетельствуем, стараемся жить, ведомые духом Божиим, то нам ничего не страшно.

 Не будем обольщаться  триумфальной статистикой, которая говорит, что у нас православное государство. У нас не православное государство. И никогда не было в истории,  чтобы идеал был достижим. Мы всегда гонимое  меньшинство. Но должны помнить, что гонимое меньшинство завоевало весь мир.

Все достижения культуры и науки двигались христианским импульсом. И мы свидетельствуем пред людьми: да, мы Храмы Божии, мы носители Духа святаго.

Но Дух ищет себе форму, Он не может быть невидимым и абстрактным.

Поэтому мы, христиане, тоже строим храмы, как место особого присутствия Божия, не только  в божественном служении, но и в повседневной жизни.

 И поэтому еще раз напомним себе: мы — гонимое меньшинство. Но мы сильнее всех, потому что с нами Бог.

 И сегодня пойдем на свои избирательные участки и засвидетельствуем, что мы  живые храмы Божии  и хотим, чтобы в центре города  был храм из камня — храм святой великомученицы Екатерины.

И храм будет тогда, когда мы захотим этого, когда мы, составляющие Церковь,  заявим: «Дух творит себе форму». И дай Бог, чтобы эта форма возвышалась посреди нашего города и призывала прийти к Богу всех во исполнение  заповеди, которая гласит:  «  ..идите и научите все языцы…»  А мы будем свидетелями и миссионерами в этом мире. Аминь.