Икона Божией Матери Феодоровская – икона дома Романовых.


Икона Божией Матери Феодоровская – икона дома Романовых.

Икона Божией Матери Феодоровская — Костромская по преданию относится к семидесяти иконам, которые написал сам евангелист Лука. Ее история связана с судьбой Руси — обретена икона была в трудные времена междоусобиц и монголо-татарского нашествия. Долгое время образ сопровождал князя Ярослава Всеволодовича, в крещении — Феодора, а затем его сына, князя Александра Невского. Эта икона — не совсем обычная, она — двухсторонняя. На ее обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что это связано с супругой святого Александра Невского. Широкое распространение почитания иконы Божией Матери Феодоровской связано с событиями начала семнадцатого века. Закончилось Смутное время и в тысяча шестьсот тринадцатом году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери двадцать седьмого марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы.

Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и принимавшим Православие инославным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось отчество Феодоровна. Это указывало на то, что нашим Царицам была оказана исключительная честь иметь Восприемницей и Покровительницей Саму Царицу Небесную.

Многие представители царствующего Дома, в том числе все российские императоры, считали своим долгом посетить Кострому и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. Императором Николаем II и его семьей это было сделано в 1913 г., когда Россия отмечала 300-летие царствующего Дома Романовых. Преклонив колена перед святым образом, Государь усердно молился о своей стране и вверенном ему народе.

Особое почитание Царем Николаем II и его семьей Феодоровского образа было ознаменовано и тем, что в 1909–1912 гг. в Царском Селе под Петербургом на месте, выбранном лично Царем, был построен Феодоровский Государев собор, в честь родовой святыни.

После событий 1905 г., когда признаки грядущей смуты стали явственны в России, обращение Царя именно к Феодоровской иконе прочитывается как желание духовно переломить ситуацию. Чтобы русские люди вспомнили события Смутного времени и задумались о значении Самодержавия, о Богоустановленности Царской власти, и не допустили новой смуты. И тот факт, что Государь прямо перед смутой обратился к Феодоровской иконе, можно расценивать, как духовное завещание нашего святого Царя.

Феодоровский образ Божией Матери стал главным символом 300-летия династии Романовых в 1913 г. Строились храмы, освящались приделы в честь Феодоровской иконы – именно по примеру Государя, который построил собор в Царском Селе: он лично положил первый камень в его основание и внимательно наблюдал за строительством. Напротив него был построен Феодоровский городок, в котором во время Первой мировой войны был устроен лазарет под покровительством Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевны. Стоит отметить, что спустя 80 лет рядом именно с Феодоровским Государевым собором 17 июля 1993 г. был освящен первый в России памятник Императору Николаю II, выполненный скульптором В.В. Зайко.

Как некогда совершилось перед Феодоровской иконой Божией Матери поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего Государя Николая II и его Семью. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над Царской Семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Царица Александра Феодоровна никуда не выезжала.