Святитель Митрофан Воронежский: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержанно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши»

Святитель Митрофан Воронежский (1623-1703)

«Употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержанно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши» Святитель Митрофан

Святитель Митрофан (в миру Михаил), первый епископ Воронежский, родился в 1623 года во Владимирской области. О его родителях известно мало . Святитель Митрофан в своём духовном завещании писал: «Я родился в этот мир от родителей благочестивых и воспитан во благочестии нерушимом Восточной Церкви в православной вере».
Известно, до пострига в монашество, отец Михаил служил приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, был женат, растил сына Иоанна. Рано овдовев, ушел в монастырь. В 1663 году в Золотниковской пустыни был пострижен в иночество с именем Митрофан. Он быстро возрастал духовно, отличался от братии великим смирением и точным исполнением иноческих правил. Через три года в 1663 году преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подольский произвел его во игумена и назначил настоятелем соседнего Яхромского монастыря.
Игумен Митрофан не только заботился о духовной жизни братии и о процветании обители, но стал мудрым заботливым духовным отцом для многих мирян. Многочисленные благотворители выделяли средства для украшения монастыря и строительство нового храма в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его образа.
Игумен Митрофан очень почитал прп. Макария , часто молился, стоя на коленях у раки преподобного, и по его предстательству перед Господом получал просимое.
Вскоре Патриарх Иоаким (1674 — 1690) возводит его в сан архимандрита в Макариево-Унженском монастыре, а 2 апреля 1682 года совершает рукоположение архимандрита Митрофана в первого Воронежского епископа. (В конце семнадцатого века во время старообрядческого раскола, для просвещения народа, было решено открыть новые епархии, в том числе и Воронежскую. С этой целью святителя и вызвали в Москву и посвятили во епископа Воронежского.)
После своего посвящения владыка Митрофан оставался некоторое время в Москве и участвовал в священном венчании на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей .
В течение двадцати лет святитель увеличил количество церквей в епархии от 182 до 239, построил два монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюговский. Одним из первых был построен заботами владыки Митрофана храм Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней и трапезной.
Следует отметить, что первое время, когда еще не был благоустроен Архиерейский дом, владыке пришлось жить на постоялом дворе. Со временем, по милости Божией, по молитвам подвижника, Воронежский край стал преобразовываться. Чудеса исцелений, которые Господь являл по молитвам Своего угодника, приводили многих людей к покаянию и истинной вере.
Епископ Митрофан много проповедовал, боролся с влиянием старообрядчества, занимался благотворительностью, открывал в сёлах школы. Милосердный святитель не только был покровителем вдов и сирот, помогал многим бедным людям материально, но даже устроил приют и лечебницу для страждущих в Архиерейском доме, ночами молился об исцелении болящих.
Владыка не уставал молиться за всех, записывая всё новые имена в синодик за здравие и за упокой. Постоянно поминал воинов, павших за отечество. Молился усердно и обо всех при нем в его епархии скоропостижно преставившихся и утопших без покаяния и без причастия и без духовных отцов скончавшихся.
В своих проповедях угодник Божий призывал паству к благочестию, покаянию, к милосердию. Просил обеспеченных людей помогать царю в строительстве флота, сам отдавал личные средства на государственные нужды.
В благодарность за поддержку, после победы в 1696 году над турками под Азовом, царь Петр I повелел святителю Митрофану именоваться епископом Воронежским и «Азовским».

Однажды царь прибыл в Воронеж и пожелал лично увидеть владыку. Однако владыка Митрофан благоговейно относящийся к императору, и всегда призывающий паству почитать помазанника Божьего и поддерживать его новаторские начинания, сам, заботясь о чистоте Православия, отказался входить в здание, украшенное статуями языческих богов, построенное для нужд кораблестроения, куда пригласил его находящийся в то время там царь.
Узнав причину непослушания, император Петр I разгневался и приказал передать ему, что своим ослушанием он может подвергнуть себя смертной казни. Когда вечером царь услышал благовест к Всенощной, то очень удивился, так как накануне не было церковного праздника. Вскоре смягчился, узнав, что угодник Божий так перед смертью решил подготовиться и соборной молитвой испросить у Господа прощения за свои прегрешения. Наконец, когда по царскому приказу из здания были вынесены все статуи, святитель пришел к царю и поблагодарил его, за то, что он сохранил ему жизнь. После это случая царь Пётр Первый проникся глубоким уважением к владыке, почитал его как великого угодника Божия.
В 1702 году владыка Митрофан тяжело заболел, и в августе этого года его постригли в схиму с именем Макарий, в честь Макария Унжинского, которого он очень почитал всю жизнь.
Двадцать третьего ноября 1703 года святитель мирно предал свою душу Господу. При его погребении присутствовал царь Петр Первый, который собственноручно нес гроб владыки. После похорон царь сказал: «Не осталось у меня такого святого старца, ему же буди вечная память!».
Похоронили святителя Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе Воронежа. Еще при жизни чудотворец завещал, чтобы о нем совершались заупокойные службы и с этой целью построил предел Архистратига Михаила — его святого покровителя.
Верующие люди постоянно приходили к месту погребения подвижника, заказывали по нему панихиды. Многие стали замечать, что вскоре после этого получали помощь в житейских делах, болящие – исцелялись.

Чудеса исцелений стали записывать, и в 1831 году последовало официальное донесение об этом Святейшему Синоду. В конце 1831 году при реставрации кафедрального собора в Воронеже, при разборке помоста в правой стороне здания был обнаружен склеп, в котором находился гроб, в котором покоились мощи святителя Воронежского. О случившемся  было донесено императору Николаю Павловичу. Он повелел передать дело на рассмотрение Святейшего Синода. Была создана специальная комиссия для освидетельствования мощей. Освидетельствование производилось 18 и 19 апреля 1832 года, мощи были признаны нетленными. Вскоре  состоялось торжественное обретение нетленных  мощей и  затем 7 августа 1832 года канонизация святителя.
Торжество, которое ожидало около  пятидесяти тысяч людей, начались 6 (старый стиль) августа. Крестный ход начался в два часа дня. Святые мощи были торжественно перенесены из Благовещенского собора через площадь в Архангельский собор и поставлены перед алтарем. После всенощного бдения всю ночь народ продолжал прикладываться к мощам святителя Митрофана.
На другой день 7 августа Божественная литургия совершалась двумя архиереями.  Отрывок из жития святителя, глава 2 «Обретение святых мощей»: «Когда приспело время вшествия архиереев во святой алтарь, тогда и честные  мощи святителя Митрофана были внесены в него царскими вратами и поставлены на горнем месте, лицом к Святому Престолу. Таким образом, святитель Митрофан вновь начальствовал в соборе своей паствы. Два архиерея стояли по сторонам его как сослужащие. По окончании литургии, при пении тропаря святителю Митрофану, честные мощи  его были изнесены из алтаря и поставлены на уготованном месте, на правой стороне собора, при самом иконостасе…»
В дни торжеств, по милости Божией, происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами.
Многие верующие и в наше время приходят в Благовещенский собор, чтобы помолиться у раки святителя, который  предстоит перед Богом и просит за всех, кто к нему обращается за помощью.

Дни памяти: 23 ноября (6 декабря) преставление, 19 июля (1 августа), 7 (20) августа обретение мощей (1832), 4 (17) сентября второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989).