22 декабря — день  празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость».

7 уроков иконы «Нечаянная радость»

Сегодня, 22 декабря — день  празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Удивительна история этого образа и удивительны уроки, которые можно из нее вынести.

 1 урок: история праздника

Не всем известна история иконы «Нечаянная радость», и потому вкратце приведем ее.

История этой иконы рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное». Это назидательное повествование об одном грешнике, который получил нежданную духовную радость покаяния от иконы Божией Матери. Этот случай так полюбился русскому народу, что в память его была написана икона, получившая название «Нечаянная радость». На ней изображен коленопреклоненный грешник, молящийся перед образом Богородицы и омывающий душу слезами покаяния. Далее под ликом обыкновенно помещаются первые слова повести: «Человек некий беззаконный»…
Этот человек, проводивший грешную жизнь, тем не менее, был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно неукоснительно молился пред Ее иконой, с глубокой верой произнося слова, сказанные некогда архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная!..» Как-то раз он собирался идти для греховного дела и пред выходом, обратясь к иконе Богоматери, помолился. Тут внезапно напал на него трепет, и увидел он, что изображение Богоматери как бы задвигалось. У Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них хлынула кровь. Пав на землю, преступник закричал: «О, Госпожа, кто это сделал?»
«Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи, — отвечала Богоматерь. — Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?»
«О, Владычица, — отвечал ей грешник, — пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Ты единая надежда всем грешным. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!»
Дважды повторяла Владычица Свою молитву Младенцу Христу, но Он оставался непреклонен, пока, наконец, на неотступную мольбу Богоматери не ответил: «Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы».

Встал грешник, с трепетом и радостью коснулся губами пречистых язв Младенца, и пришел в себя. Когда окончилось видение, он ощутил в своем сердце и страх, и радость. Душа его ликовала, слезы потоками текли по лицу. Он припал к иконе, преисполненный благодарности за обретенное покаяние и прощение, и молил сохранить дар видеть свои прегрешения и получить помилование. Жизнь его изменилась совершенно и осталась богоугодной до последних дней. Некий многогрешный человек ежедневно молился перед образом Богородицы с младенцем, а после шел на скверное беззаконие. И вот однажды образы на иконе вдруг как бы зашевелились, а раны Спасителя открылись, и из них хлынула кровь, как на Кресте. При виде этого человек упал от страха и закричал: «О, Госпожа, кто это сотворил?» Отвечала Богородица: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи». Человек этот взмолился о помиловании, и Богородица заступилась за него, многократно умоляя Господа простить этого грешника. После четырех ее прошений Господь, наконец, согласился, а грешный человек навсегда изменил свою жизнь. Эта история-притча и стала основой и сюжетом иконы «Нечаянная радость».

2 урок: нечаянный.

Слово «нечаянный» приобрело в современном языке значение «случайный, ненарочный», и потому икона «Нечаянная радость» у многих вызывает ассоциации с радостью, которая посетила человека нечаянно, как будто бы без его воли и участия. Но такое понимание противоположно смыслу этой иконы. Кажется, для лучшего понимания название иконы стоило бы написать в три слова: «Не чаянная радость». Радость, на которую уже не рассчитывали, не надеялись и которой не ждали. Радость, не заслуженная чем-то и не посланная за что-то, а дарованная по милости Божьей и усердном молении Богоматери.

3 урок: привычка.

История о чуде Нечаянной радости — это еще и история о привычке. Ведь беззаконный человек, произнося изо дня в день молитву перед образом Божьей Матери, привык к своей молитве, привык говорить: «Радуйся, Благодатная Мария…» — и, кажется, не проникал слишком глубоко в смысл этих слов. Иначе они застряли бы у него в горле, не смогли бы быть произнесенными, ведь каждый день он совершал некое беззаконие. Только страшное чудо, которого сподобился этот молящийся, смогло раскрыть ему глаза на самого себя, на свою привычку и к молитве, и к беззаконию, и помочь ему устрашиться своих дел и раз и навсегда изменить их.

4 урок: страшный праздник

Недаром грех, на который ходил человек по имени Никита, не называется в истории о нем. Умолчание, особенно в духовной литературе, порой не менее важно чем сказанное. Почему грех не называется? Потому, наверное, что это может быть разный грех, любой грех — а значит, грех каждого из нас. И если задуматься, что наши грехи действительно распинают каждый раз Спасителя, и каждый раз, когда мы грешим, «мы делаемся участниками страстей Христовых, сами наносим эти страдания, становимся в ряды тех, кто Христа предал, кто Его засудил, кто Его распинал, или тех, кто по малодушию и страху не заступился даже словом за Него», то праздник «Нечаянной радости» действительно устрашает.

5 урок: осмысление смерти

Чудо произошло не только потому, что беззаконный человек молился. Да, молитва здесь сыграла очень важную роль: она и открыла человеку его греховность, и послужила поводом к прощению этого человека. Однако на прощении притча не заканчивается, она повествует нам о том, что человек этот полностью исправил свою жизнь и уже до конца своих дней жил благочестиво. То есть произошло настоящее покаяние — изменение сознания. Митрополит Антоний Сурожский приводит такой пример: «Если кто-нибудь из наших родных, близких, или просто чужой человек был бы убит за нас – разве мы могли бы это забыть? Если бы мы были виновны в чьей-нибудь смерти и встретились лицом к лицу с его матерью – разве мы могли бы просто сказать: «Прости!» Мы должны были бы так жить, чтобы оправдать это прощение, и оправдать и осмыслить эту смерть».

6 урок: любовь Божьей Матери

Конечно, один из важнейших уроков рассказа о Нечаянной радости — урок о милосердии Божьем и о бесконечной любви к людям Божьей Матери. Ведь как могла Она, видя, что Сына ее вновь распинают, что кровь хлыщет из его ран, все-таки молить его помиловать этого грешника? И не один раз, а несколько. Вот как рассказывает об этом святитель Дмитрий Ростовский: «Тогда Она начала молить Сына: «Благоутробный Сын Мой, ради любви Моей помилуй этого грешника». Но Сын отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что не послушаю Тебя. И Я молил Отца, чтобы миновала Меня чаша страданий, — и не послушал Меня». Тогда сказала Мать: «Сын Мой! Помяни вскормившую Тебя и прости его». Отвечал Сын: «И во второй раз молил Отца о чаше, и не послушал Меня». Снова просила Мать: «Помяни болезни Мои, которые с Тобою претерпела, когда Ты на Кресте телом, Я же — под Крестом утробою уязвлялась, ибо проходило оружие сквозь душу Мою». Отвечал Сын: «И в третий раз молился Отцу, да мимо несет чашу, но не благоволил послушать». И даже несмотря на такой ответ, Божья Матерь продолжает молить Его.

7 урок: милосердие Божье

Богоматерь все-таки вымаливает прощение грешному человеку. Она собирается припасть к ногам Сына и лежать у них, пока не простит Он грехов беззаконному человеку. И Сын прощает, говоря: «Закон повелевает, чтобы Сын чтил Мать, правда же хочет, чтобы Законодавец  Сам был исполнителем закона. Я Сын Твой, Ты же Мать Моя, и Я должен Тебя чтить, слушая Твои моления. Да будет, как хочешь: ныне прощаются грехи ему Тебя ради. В знамение же прощения пусть лобызает язвы Мои». Так милосердие Божие не знает границ и проявляется даже по отношению к тому, кто распинает Его.