12 октября — день памяти священномученика Иоанна, архиепископа Рижского: чем тяжелее испытание, тем больше, значит, Божие доверие к человеку, тем больше должно быть ожидание доверия человека к Богу.

Сегодня, 12 октября, в нашем соборе служилась славословная служба священномученику Иоанну Рижскому. Возглавил богослужение иерей Константин Корепанов. Ему сослужили диакон  Петр Муратов и семинаристы духовной семинарии.

Жизнь святого Иоанна Рижского удивительный пример стойкости и мужества, бесстрашия перед врагами Православной церкви, великое служение Богу и людям независимо от обстоятельств, окружения, эпохи гонений. Он мог открыто противостоять безбожникам и убийцам, не страшась за свою жизнь, не прогибаясь перед новой властью, он мог утешать и поддерживать любого человека, не смотря на национальность и вероисповедание.

Приводим небольшие фрагменты из жизнеописания  святого священномученика Иоанна, архиепископа  Рижского.

 Малыш Янис

В детстве Янис ( Поммер Иван Андреевич, будущий архиепископ Иоанн Рижский) пас овец. А еще на всю жизнь остались в памяти владыки  воспоминания о том, как он молился вместе со своей семьей. Так начинался каждый их день: все собирались в одной комнате, отец читал главу из Нового Завета, потом дети читали вслух и пели молитвы.

Янис отличался крепким здоровьем и выносливостью. Часто любил о чем-нибудь помечтать, обдумать, что-нибудь рассматривал. Оказался способным к учению и в 9 лет мальчика из небогатой семьи, не учившегося в начальной школе, сразу зачислили в училище. Учителя обратили на него внимание, а священник советовал семинарию.

Человек железной воли

В 24-летнем возрасте выпускник Рижской Духовной семинарии Иоанн Поммер был принят в Киевскую Духовную академию. Именно там пришло решение принять монашество. Для того чтобы быть уверенным, Иоанн спросил совета у праведного Иоанна Кронштадтского, и тот дал свое благословение.

С 1907 по 1912 год архимандрит Иоанн был настоятелем Свято-Троицкого мужского монастыря, а также ректором Виленской Духовной семинарии. О нем говорят как о человеке железной воли, блестящих организаторских способностей, который может поднять любое дело. Вскоре арх. Иоанна посвящают в епископы.

«Очень уж не похож Ильич на Христа»

С 1917 года святитель Иоанн служил в Тверской епархии, где до него пытались захватить храмы обновленцы. Святитель Иоанн говорит о них так: «Вставили Маркса в переплет Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и ждут, что народ станет «прикладываться».

Очень уж не похож Ильич на Христа. Христианство марксизмом не подменить, в какие ризы проповедников марксизма ни облекайте. Здесь — воплощенная любовь, проливающая кровь свою за провинившихся братьев, там — сатанинская злоба, проливающая кровь ни в чем не повинных братьев как воду».

Православие в Латвии

В революционные годы Латвийская Православная Церковь переживала гонения от советской власти. За время Первой Мировой войны и революции была закрыта Рижская духовная семинария. Когда Латвия стала независимой, уже национальные латвийские власти не хотели, чтобы Православная церковь оставалось епархией Русской Православной Церкви. На архиерейской кафедре не было правящего епископа.

Православные храмы Латвии грабили, везде были разрушены иконостасы, выброшенные в мусор распятия…  Даже жесть, покрывающую церковные купола, содрали для ремонтных работ государственных учреждений. В Рижском кафедральном соборе планировали сделать усыпальницу национальных героев или просто его взорвать.

Тогда православные Латвии стали просить патриарха Тихона, чтобы он послал к ним «своего» — епископа Иоанна (Поммера).

Патриарх прислушался к их мнению и направил в Латвию владыку Иоанна, предоставив Латвийской православной церкви самые широкие права автономии.

Новому предстоятелю Латвийской церкви пришлось, с одной стороны, в прямом смысле слова не раз отбиваться от латвийских властей, не брезговавших устраивать на епископа нападения, с другой – отстранять настойчивые предложения Константинопольского патриархата, а позже и Карловацкого синода «отделиться» от Русской Православной Церкви.

Для укрепления своей гражданкой позиции умный епископ Иоанн принимает решение стать депутатом Латвийского сейма и становится им, несмотря на враждебное окружение.

А у Православной церкви в Латвии появляется статус «юридического лица», позволяющего быть охраняемой законом.

Но в своей пастырской деятельности архиепископ Иоанн (Поммер) никогда не разделял народ на русских и не русских, православных и неправославных. Его называли своим защитником и покровителем самые бедные и несчастные люди любых вер и национальностей.

Арестанты не живут в такой яме!..

Владыка Иоанн долгое время жил в маленькой комнатке подвального помещения Кафедрального собора. В ней было небольшое окошко под потолком, выходившее к центральному бульвару, очень шумному. Стены были закопчены и покрыты пятнами сырости и плесени.

Сюда, в плесневелую каморку, приходили к владыке с визитом высокие иностранные гости: эстонский, финский и английский епископы. Один из них даже расплакался, воскликнув: «Поверьте, в моем Отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви!..»

Владыка называл эту комнату «своей пещерой». А когда ему начинали сочувствовать, отшучивался. И продолжал жить в своей пещере – в знак протеста против передачи прежней архиерейской резиденции католикам.

Со времени служения в Латвии владыки Иоанна дела в Церкви стали поправляться. Усилиями владыки была восстановлена Рижская Духовная семинария, духовенству стали платить пенсию, государство выделило субсидии на восстановление разрушенных храмов, русские школы, библиотеки, а высшие российские учебные заведения стали обладать равными правами с другими учебными заведениями.

В 1923 году епископ Поммер выступил инициатором принятия Устава Православной церкви в Латвии на Первом соборе Российской Православной Церкви. Документ послужил упорядочиванию церковной жизни в стране в административном и политическом плане.

Дача у Кишозера

Физические нагрузки, переживания и тяжелые жизненные условия сказались на состоянии здоровья Латвийского архиепископа. Владыка переехал жить на дачу в Озолкалне у Кишозера. Отказался от всякой охраны. Святитель любил проводить свободное время в одиночестве и молитве. На даче ухаживал за садом, работал на верстаке — обладал навыками столярного мастерства с детства.

Смерть в огне

очью 12 октября 1934 года на архиерейской даче произошел пожар. Прибывшие на место происшествия полиция и пожарные обнаружили растерзанное и обожженное тело владыки. Следствие выяснило, что он был подвергнут жестоким мучениям: его привязали к снятой с петель двери и положили на верстак, где пытали, стреляли из револьвера, после чего еще живым сожгли.  Кто был виновником преступления, полиция не выяснила.

На похороны епископа  Иоанна собралось более ста тысяч человек, которых не испугала его страшная гибель и не остановил страх возможного преследования.

Сегодня мощи священномученика Иоанна покоятся на Покровском кладбище в Риге, над ними выстроена в часовня. Многие богомольцы приезжают на это место для того, чтобы выразить свое почитание святителю, попросить о помощи и поблагодарить.

В 2006 году был утвержден Орден Латвийской Православной Церкви святого священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. Его девиз: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2,20). Он стал наградой, которую получают духовные и светские лица за особые заслуги в деле укрепления Православной Церкви, за укрепление мира между народами и дела милосердия.

 

Источник