Святитель Иннокентий, митрополит Московский: из «Записки о детском воспитании»

Кто должен учить детей?

. . .это есть прямое дело приходских священников; ибо учить прихожан есть одна из трех главных их обязанностей, приемлемых ими на себя при самом рукоположении, под страхом суда Божия. Но всякий ли из нынешних священников может приняться за это дело и вести его как следует? Вести как следует дела сколько-нибудь важныя могут очень немногие из принявшихся за них и даже специально приготовлявшихся к тому. Но из этого не следует, что и не надлежит предпринимать таких дел. При начатии новаго дела и самый умный может встретить недоумения; так будет и здесь. Но это будет именно только при начале дела и для тех, кои никогда не занимались детьми. Опыт, примеры, советы и руководство старших скоро направят дело.

Кого или каких детей учить?

Если на это дело смотреть как следует, то ни одно христианское дитя не может быть увольняемо от обязанности слушать наставника духовнаго, даже не смотря на то, хотя бы некоторые из них обучались в училищах или дома; но принимая во внимание, что таковые уже учатся закону Божию, их можно увольнять. А затем, все без исключения дети, начиная от 4-х или 5-летняго возраста и выше, обязаны посещать детския беседы.

На вопрос: не рано ли заставлять четырехлетних детей посещать детския беседы?– Не рано. Примером тому может служить благочестивая разумная мать. У нея дитя трех и даже менее лет умеет изобразить на себе крест, различить икону от простой картины, читать краткия молитвы и даже более. Чем ранее внушаются детям понятия о Божественном, тем тверже укореняются в них таковыя понятия и, следовательно, тем более можно ожидать от них добрых плодов. Особенно, если это делается с верою и в вере в благодать Божию, вразумляющую младенцев.

Чему и как учить?

Такой вопрос для отца, христиански желающаго своим детям временных и вечных благ, совершенно лишний. Его любящее сердце всегда скажет ему, чему и как надлежит учить детей своих. Тоже следует сказать и о пастыре Церкви, вполне понимающем свое призвание. Но так как таких пастырей не везде можно встретить, то скажем нечто и о сем предмете.

Начинать учение надлежит именно с того, чем начинает добрая мать: например, как сказано выше, с того, как изображать на себе крестное знамение2, как стоять на молитве, как входить в церковь, как в ней стоять, как класть поклоны и проч., – наблюдая постепенность и не упуская никаких предметов, относящихся к христианским обязанностям, не смотря на то, как бы оне ни казались малы. Ибо и самыя отромнейшия здания состоят из песчинок.

Можно почаще занимать детей чтением или разсказами о житии святых, или из священной истории, с обяснениями и нравоучениями.

Конечно, как ни просто это дело, печатныя руководства были бы не лишни для простых священников; и можно надеяться, что оне будут составлены, если только детския беседы войдут в число непременных пастырских обязанностей. Но кажется, ни в каком случае не следует ни требовать, ни давать каких-либо программ учения. Пусть наставники говорят, что́ Господь положит им на сердце.

Так как ученики, если не все, то самая большая часть, будут безграмотны: то само собою разумеется, что, дабы они могли запомнить преподаваемое, надобно будет одно и то же повторять им по нескольку раз, и кроме того, каждую беседу начинать повторением последняго урока.

Время бесед должно быть непродолжительно: иначе дети будут утомляться и затем скучать.

Пособием к научению детей в известных случаях, вместо книг, могут служить иконы и священныя изображения, которыя, как известно, с этою преимущественно целию и были введены в наши храмы, и которых более или менее, но всегда можно найти в каждой церкви.

Надобно наблюдать крайнюю осторожность в последнем случае, т. е. с иконами отнюдь не следует обходиться безразлично, так, как можно делать с картинами и особенно – с простыми картинками, если где таковыя найдутся. И картинки, на которых изображен Иисус Христос, не следует смешивать с другими священными картинами: иначе дети как раз получат понятие об иконах такое же, какое имеют о них протестанты.

Надобно не забывать, что дети малаго возраста понятливее, чем мы думаем. Иногда из одного движения руки оне понимают, о чем идет речь.

Дети средняго возраста умеют различать слова, серьезно сказанныя, от шуточных. Но дети мадаго возраста, т. е. младенцы, всякое слово, сказанное священником, принимают за сериозное; а из этого очевидно, как должен быть священник при детях осторожен в словах.

К сему можно прибавить еще многое; но все, что бы ни сказали в этом роде, мы не сказали бы более того, что́ сказано в проектах и руководствах обыкновенных училищ. Мы скажем здесь нечто особенное и с тем вместе весьма важное.

1) Священники, как пастыри Церкви, в полном значении сего слова, имеют не только обязанность, но и право и власть не только наставлять и поучать им вверенных чад Церкви, но и настоять и потому наблюдать, чтобы дети старались исполнять то, чему он их учит. Так например, если заметит, что кто-либо из учеников его, напр., неправильно изображает на себе крестное знамение, или небрежно стоит в церкви, или насмехается над нищими, или не слушается родителей, или тому подобное: то отнюдь не должен оставлять таковаго без вразумления и исправления, но исправлять со всем долготерпением, кротостию и любовию и со всею осторожностию, дабы дитя не потеряло стыда: дитя потерявшее стыд, безнадежно к исправлению и даже хуже.

2) Если где и когда, то в особенности пред своими учениками, священник-наставник должен показывать пример в исполнении того, чему он учит. Как бы священник ни убеждал, например, изображать на себе крест правильно, но если он сам будет изображать его на себе неистово, как выражаются старообрядцы, то учение его и даже вразумления немного принесут пользы.

Где и когда учить?

Местом для бесед с детьми должна быть непременно церковь. Внимательные знают, какая разность между слышанием слова Божия в церкви и между слышанием в домах. Мы верим, что в церкви, как месте освященном, благодать Божия пребывает выну. Следовательно, бо́льших успехов и бо́льших плодов мы можем ожидать от учения христиански-нравственнаго, преподаваемаго под непрерывным осенением благодати Божией, чем в каком бы то ни было доме.

Время преподавания должно быть не иначе, как прежде или после богослужения, и отнюдь не среди оного. И кажется, самое лучшее и удобное время для этого есть время пред позднею литургиею. Впрочем это должно быть предоставлено на усмотрение каждаго преподавателя или настоятеля церкви.

Источник: Творения Иннокентия, митрополита Московскаго. Книга первая. — Собраны Иваном Барсуковым. — М.: В Синодальной Типографии, 1886. — С. 290-302.