Праведный Феодор Ушаков: «Моряк, как и монах, постоянно должен молиться и трудиться»
Ушаков был известен как поборник строгой дисциплины и благочестия – он запрещал сквернословить, играть в карты и пить алкоголь сверх меры, предписанной уставом (согласно Воинскому уставу 1716 года нижним чинам флота в неделю полагался литр «хлебного вина», а также чуть более трех литров пива ежедневно – правда, эти напитки в то время были менее крепкими, чем сейчас). За пьянство нижних чинов адмирал строго наказывал командиров.
В служебной переписке Ушакова огромное место занимают обращения в различные инстанции по вопросам продовольствия, поэтому матросы Ушакова (в отличие от своих собратьев, служивших на других судах) редко страдали от голода и болезней.
В случае форс-мажоров – например, однажды на корабль привезли червивую солонину, – Ушаков покупал провизию на свои деньги и побуждал офицеров поступать так же: «Ежли господа командующие покупкою или из собственной своей провизии сколько чего на содержание больных служителей издержат на сколько суммою денег по окончании кампании в зарплату кому что следовать будет, деньги отпущены быть имеют». «В собственных деньгах должно быть щедрым, в казенных скупым», – приговаривал Ушаков и принцип этот доказывал на деле.
Ушаков был набожен. «Моряк, как и монах, постоянно должен молиться и трудиться», – говорил он. «Поразительно благочестие Ушакова, как, впрочем, и других русских. Невероятно, но каждое воскресенье все солдаты желают посещать Божественную литургию, для них выделено шесть церквей. Видя, как они молятся, мы даже стыдимся в сравнении с ними считать себя ревностными христианами», – писал греческий коммерсант Николай Пасхалис о пребывании эскадры Ушакова на о. Корфу