106 лет со дня обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны

Мощи святой Елисаветы Федоровны были обретены 11 октября 1918 года в шахте под Алапаевском. В тот день из заброшенной шахты также были извлечены останки других алапаевских мучеников: инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Федора Ремеза, Великих князей Ивана, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея.

Празднование обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Памятная дата – 11 октября – с 2017 года внесена в церковный месяцеслов. В том же году состоялось первое общецерковное празднование.

Ежегодно Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает святую, которая не была по рождению ни русской, ни православной. Но своей жизнью и мученической кончиной по праву заслужила честь войти в сонм русских святых. 11 октября исполняется 105 лет обретения честных мощей преподобномученицы, великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой.

Она родилась в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Но позже, приняв православную веру и обвенчавшись с братом императора Российской Империи Александра III, великим князем Сергеем Александровичем Романовым, она до последнего мгновения своей жизни оставалась преданной Русской Православной Церкви и новой Родине.

На первый взгляд казалось, что породнившись с одной из самых прославленных монархических династий Европы, княгиня вытащила счастливый билет. Однако Господь уготовил ей пройти горнило испытаний. В феврале 1905 года Елисавета Феодоровна пережила страшное горе. Практически на ее глазах революционером-террористом Иваном Каляевым был взорван ее супруг, великий князь Сергей Александрович. Представьте, какой неимоверной силы духа была эта женщина, которая без стенаний, опустившись на колени в февральский, пропитанный кровью мужа снег, сама собирала на носилки части тела разорванного в клочья любимого человека! И каким великим всепрощением и христианской любовью должно было быть переполнено сердце вдовы, чтобы на третий день после гибели мужа приехать в тюрьму к его убийце и умолять раскаяться, дабы не губить свою душу. Более того, Елисавета Феодоровна ходатайствовала перед государем о помиловании так и не раскаявшегося террориста.

И в дальнейшем великая княгиня всю себя посвятила людям. В Первопрестольной она основала Марфо-Мариинскую обитель, при которой действовали бесплатная аптека для бедных, детский приют, школа и больница для чахоточных. Приняв постриг и став настоятельницей это обители, великая княгиня навсегда отреклась от мирской радости. Она спала на голой деревянной кровати не более 3-4 часов в сутки, блюла строгий пост, много молилась и даже ночами оставалась дежурить у постели тяжелобольных.

С самого начала Первой мировой войны матушка Елисавета организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались госпитали и санитарные поезда, склады лекарств и снаряжения, отправлялись на передовую походные церкви.

Отречение императора Николая Второго от престола и последующие трагические для всего нашего народа события стали для нее тяжелым ударом. В письмах Елисаветы Феодоровны того времени можно найти такие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Она была арестована на Светлой седмице 1918 года, потом были допросы, перевод в Алапаевск и страшная смерть вместе с другими представителями царской фамилии и их самыми верными приближенными. Июльской ночью беспомощных узников, избитых прикладами винтовок, живыми сбросили в глубокую шахту. Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сама раненная, истекающая кровью матушка оторвала от своего апостольника часть ткани и перевязала перелом князю, чтобы хотя бы немного облегчить его страдания. Местные крестьяне позже свидетельствовали о том, что несколько дней слышали Херувимскую из глубины шахты, которую пели обреченные на жестокую и долгую смерть мученики.

В октябре 1918 года их тела были извлечены с подобающими почестями по приказу занявшего Екатеринбург адмирала Александра Колчака. Позже, уже в 1920 году, при отступлении Белой армии гробы с останками мучеников были доставлены на Святую Землю. В настоящее время с мощи преподобномученицы Елисаветы пребывают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.