Из наставлений прп. Серафима Саровского: кто себя любит, тот любить Бога не может…

О любви к Богу

Кто себя любит, тот любить Бога не может. Душа, исполненная любви к Богу, и во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но с Ангелами возлетит, как бы из чужой стороны на родину. Любовь есть влиянная от Бога добродетель, которою мы любим Бога. Она содержится в исполнении десятословия, т. е. Божия повеления, в десяти пунктах состоящего, чрез пророка Моисея преданного на горе Синайской, чтобы всяк человек видел, что есть угодно Богу и что Ему противно, угодно Богу благое или добродетель, противно Ему злое или грех. Итак, сие Его повеление или заповеди оные повелевают творить добро как Богу угодное, и оные запрещают творить злое. Добродетель есть плод, рождающейся от веры, или благие дела суть исполнение заповедей Божиих, совершаемых с Божиею помощью и с поспешением человеческого разума и с собственною его волею, рождающейся от любви к Богу и ближнему.

13. О подвигах

Надобно идти средним путем, «не уклоняясь ни на десно, ни на Шуе» (Притч. 4, 27), духу давать духовное, а телу телесное, потребное для поддержания временной жизни. Не должно также и общественной жизни отказывать в том, что она законно требует от нас по словам Писания: «воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови» (Мф. 22, 21). Тело изможденное трудом и болезненное должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не соблюдая даже и времени. Иисус Христос тотчас по воскресении дочери Иаировой «повелел дать ей ясти» (Лк. 8, 55).

Всякий успех в чем-либо должно относить ко Господу и говорить с пророком: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу. “Сподобился ли назваться в чин монахов, тщись добродетель обещания показать, да не отвержен будешь, не жесток, не любосластен, не гневлив, не яростен, не любострастен, не невоздержан, не бесстыден; но паче кроток, благоговеин, воздержлив, целомудр, тих, мирен, разумен, храня чистоту телесную, яко же сочетался еси Христу”. (Сказал Ефрем Сирин, лист 408).