Наставления прп. Серафима Саровского

О болезнях

Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: “Откуда недуги? откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех.

Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви.

Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам” (О том-что Бог не есть причина зла, ст. 213).

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвигов или даже более.

 О должностях и любви к ближним

Брату грешащу, покрой его, как советует св. Исаак Сирин (Сл. 89): “Простри руку над согрешающим и покрой его”. Мы, в отношении к ближним, должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною. Мы должны любить ближнего не менее, как самого себя, по заповеди Господней: «возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе» (Лк. 10, 27). Но не так, чтобы любовь к ближним выходила из границ умеренности, отвлекла нас от исполнения первой и главной заповеди, т. е. любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10, 37). Любовь состоит в отвержении своей воли и в совершенном послушании слову Божию.

О мире душевном

Ничто так не содействует к стяжанию внутреннего мира, как молчание, и сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими. Когда человек придет в мир и устроение, тотчас может и от себя изливать свет просвещения разума. Прежде человеку надобно повторять сии слова пророчицы: «да не изыдет велеречие из уст ваших» (1Цар. 2, 3), и слова Господни: «лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего» (Мф. 7, 5). Мы должны все мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий, и с Церковью взывать: «Господи Боже мой, мир даждь нам» (Ис. 26, 12).