Отданием называется последний день попразднства двунадесятых (таковым является праздник Святой Троицы – Пятидесятницы) и великих праздников, длящихся много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной Литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Греческий аналог нашему отданию – аподосис – переводится с греческого языка как «возвращение».
Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день.
Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время Литургии читаются Апостол и Евангелие дня.
Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню – это, скорее, особое состояние.
В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено, по возможности, избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию.
В наше время далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на богослужение и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это – прежде всего…