Среда первой седмицы Великого поста: Великий покаянный канон прп. Андрея Критского

Песнь первая. Блудный сын и милосердный самарянин

Блудный сын попросил у отца свою долю имения, ушел в дальние края и там все растратил. Когда он понял, что голодает, пошел проситься к отцу хотя бы в наемники. А отец встретил его с радостью и устроил пир в его честь. Прп. Андрей, говорит, что так же,  как и этот сын он растратил свое духовное богатство и теперь ему остается только просить Отца о милости.

В Евангелии от Луки Христос рассказывает притчу о человеке, который попался разбойникам, они его избили и обокрали. Священник и левит (ветхозаветный дьякон) прошли мимо и только добрый самарянин, чужеземец, подошел к раненому, перевязал ему раны, возлил на них масло и вино и отвез раненого в гостиницу, где заплатил за него.

Прп. Андрей сравнивает свои греховные мысли с разбойниками, ранящими его, и призывает Христа, как милосердного самарянина, прийти и позаботиться о нем. Ведь именно так Христос заповедал поступать и нам.

Песнь вторая. Ламех и Ной

Ламех, как и Каин, был убийцей, а мы сами убиваем свое тело грехами. До потопа на земле были праведники как Сиф, Енос, Енох, и были грешники, вызвавшие на себя гнев Господень. Потоп стал выражением этого гнева и спасся только праведный Ной. Прп.Андрей говорит, что он подобно тем грешникам навлек на себя гнев Божий и остался вне ковчега. В молитве же к Троице он ищет милости Божьей.

 

 

 

 

Песнь третья. Авраам

Праведный Авраам по зову Божьему вышел из своей родной страны и пошел в страну, которую указал ему Бог, землю обетованную, ныне Израиль. Бог обещал Аврааму, что от него произойдет великий народ. Прошло много лет, и Авраам, и его жена Сарра состарились, а Бог все не давал им детей. Но Авраам продолжал верить Богу. И Бог явился Аврааму в образе трех странников, в которых мы сейчас видим Троицу. Авраам приветливо встретил их, и Бог сказал, что спустя год придет снова и у Сарры будет сын. Авраам поверил Богу.

Спустя год у Авраама родился сын Исаак. Когда он подрос, Бог сказал Аврааму принести Исаака в жертву. Апостол Павел говорит, что Авраам верил, что Бог может воскресить умершего и поэтому не усомнился. Но в последний момент Бог остановил руку Авраама и заменил жертву на ягненка.

Прп. Андрей призывает себя и нас подражать решимости Авраама в уходе от греха в Царство Небесное и в послушании Богу.

Песнь четвертая. Брачный пир и жертва Христа

Основная тема здесь – жертва Христа, принесенная ради нашего спасения. Сначала св.Андрей вспоминает о вреде, который он сам нанес себе грехом и просит Христа исцелить его и очистить, а потом предается размышлениям о спасении, дарованном нам Христом. Ради этого Христос принес в жертву Свое Тело и Кровь, и предал дух – то есть умер. Благодаря жертве Христа для нас снова открылся Эдем, потерянный из-за греха Адама. И люди из всех народов – русские и украинцы, немцы и осетины — поклоняются Христу, потому что Его жертва достойна благоговения и любви.

В Евангелии от Иоанна рассказывается, что когда Христос был распят, и воины пришли снимать распятых с крестов, чтобы похоронить, «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». (Иоан.19:34) Иоанн придавал этому символический смысл – вода здесь символ Святого Духа, а кровь – Кровь Христова, очищающая нас от грехов. И очищение от грехов, и Духа Святого мы получаем благодаря смерти Христа. Христос и Отец Небесный призывают нас прийти и принять спасение, участвовать в пире, который они приготовили для нас. В Евангелии есть притча о брачном пире, на который один из позванных пришел не в праздничной одежде. За неуважение к хозяину пира его выгнали «во тьму внешнюю». Св.Андрей сравнивает себя с этим человеком.

Песнь пятая. Фараон и египетские маги

Фараон не хотел отпускать иудеев из Египта, сердце его ожесточилось. Даже чудеса, которые творил Моисей, его не убеждали. Ианний и Иамврий – так, согласно иудейским преданиям, звали магов, которые противостояли Моисею и делали чудеса, похожие на его. С ними и с фараоном сравнивает себя прп.Андрей, и считает себя даже хуже них и хуже всех людей – потому что грешил сознательно. Впрочем, он отдает себе отчет, что полностью безгрешен только Сам Господь. Господь, Который стал человеком ради исцеления прп.Андрея и нас от греха и прочих болезней.

 

 

 

 

Песнь шестая. Земля обетованная и борьба со страстями

Моисей вывел иудеев из египетского рабства, чтобы привести их в землю обетованную (обещанную Богом), текущую молоком и медом. Бог был с иудеями, поддерживал и кормил их, но Он не собирался вместо иудеев воевать за эту землю с живущими на ней – амаликитянами, гаваонитянами, филистимлянами. Иудеи должны были сами сражаться с ними. Амалик, племя амаликитян, встретило иудеев на подступах к земле обетованной и напали на них. Сражение возглавил Иисус Навин, а Моисей молился. Иудеи победили. Моисей не вошел в землю обетованную, вход иудеев туда возглавил Иисус Навин. Воды Иордана расступились перед священниками, несшими ковчег Завета и иудеи вошли в обетованную землю.

Святые отцы сравнивают борьбу израильтян за обетованную землю с нашей борьбой со страстями ради Царствия Божия. Бог обещает нам Свое Царство, Он с нами, Он дает нам силы – но мы тоже должны сражаться и быть «тверды и мужественны», как заповедал Господь Иисусу Навину.

Песнь седьмая. Царь Манассия и вдова из Сарепты

Царь Манассия отрекся от Бога, поклонялся идолам, приносил в жертву детей, поставил статую Астарты в Иерусалимском храме, и только к концу жизни покаялся, когда попал в плен к своим врагам-ассирийцам. Царь Ахав поклонялся золотым тельцам и построил храм Ваалу. Пророк Илия предупреждал Ахава, что за поклонение Ваалу Бог накажет весь народ многолетней засухой и голодом. Но неразумный царь не слушал. Голод настал. Послушала и приютила у себя в доме пророка Илию только бедная вдова из Сарепта.

Прп. Андрей призывает нас не поступать в духовной жизни как цари-идолопоклонники, не поклоняться своим страстям. Но как благочестивая вдова, поступать по совести и Божьей воле.

 

Песнь восьмая. Наш плач и наш Врач

Св.Андрей сравнивает свой плач над грехом с плачем некоторых людей в Новом Завете. Разбойник был распят со Христом и попросил помянуть его, когда Господь придет в Царстве Своем. Он узнал Царя и Мессию в распятом рядом с ним человеке, в котором разуверились даже ученики. Петр, когда Христа арестовали, трижды отрекся от Него, а когда пропел петух, вспомнил, что Христос предсказал это, и заплакал. Хананея или хананеянка – женщина, которая умоляла Христа исцелить ее дочь, и Христос исцелил ее, хоть и не сразу. Кровоточивая жена тайком прикоснулась ко Христу, чтобы исцелиться и исцелилась. Марфа и Мария плакали над своим умершим братом Лазарем, и Христос воскресил его.

Все эти слезы объединяет одно – одни обращены ко Христу и только Он может утереть их и исцелить боль. И слезы, и боль от наших грехов тоже может исцелить Христос, Он единственный Врач и Спаситель.

Песнь девятая. Фарисеи, мытари и блудницы

Мытари были сборщиками налогов и считались в Иудее крайне грешными людьми, потому что работали на оккупационную римскую власть. Кроме того, они часто брали у людей лишнее. Любили их так же сильно, как в наши дни гаишников. Христос же не брезговал общением с ними. Фарисеи были благочестивыми порядочными людьми, изо всех сил стремящимися жить по-Божьему. Но Христос Врач, а они не чувствовали себя больными. Когда Он пришел в гости к мытарю Закхею, это произвело на него такое впечатление, что тот решил половину всех своих средств отдать нищим, а тем, кого он обидел – заплатить вчетверо, по закону Моисееву. Другой мытарь из притчи Христа просил о помиловании, тогда как фарисей благодарил за то, что он не похож на мытаря. Фарисей Симон принимал Христа у себя в гостях, но никак не показал Ему свое гостеприимство – не дал ни воды умыть ноги, ни помазал голову маслом, ни поцеловал. Блудница же пришла ко Христу и омыла его ноги слезами, помазала их миром, поцеловала их. Так она выразила свое раскаяние и благодарность за любовь Христа, и получила прощение. И св.Андрей сокрушается, что душа его не подражала этой блуднице, вперед его идущей ко спасению. Христос говорит, что если в каком-то иудейском городе не примут апостолов, то в день Суда этому  городу будет хуже, чем Содому и св.Андрей боится, что его постигнет судьба этих городов. И в то же время он призывает себя и нас не отчаиваться. Христос сначала отказывался исцелить дочь хананеянки и даже назвал ее псом, но она продолжала просить Его, и Сам Христос поразился ее вере и исцелил ее дочь. Дай Бог, чтобы так было и в нашей жизни.