Новости из детской церковно-приходской школы от 3 марта 2024 года: как день сегодня наш прошел…

Старшие дети нашей школы уже второй год занимаются изучением Псалтири. В поле внимания ребят особенно те псалмы, где царь Давид создает образы праведника и грешника.

К примеру, сегодня закончили читать 91-й псалом. Показалось интересным, и что несомненно отметили дети, это образ грешника. Царь Давид сравнивает грешника с быстрорастущей травой, которая имеет краткий жизненный цикл и быстро увядает («… внегда прозябоша грешники яко трава»). А вот на образы праведника псалмопевец не поскупился: кедр ливанский, финикс и рог единорога. («И вознесется яко идинорога рог мой…  Праведник яко финикс процвете: яко кедр, иже в ливане, умножится). Толкователь Псалтири Евфимий Зигабен говорит об образах, приведенных выше, так:

«Давид теперь говорит и о праведнике, что он будет процветать, как долговременный финик; ибо у финика и цвет не отпадает, но совершается весьма сладким плодом, ни новые ветви не увядают, но пребывют всегда цветущими». Деодор Евсевий пишет, что праведник уподобляется финику во своей всегдашней цветучести и плодовитости. Малою частью он держится земли, а все имеет наверху выше земли; сердце его простирается к небу. Плод его не истребляется зверями по причине высоты и недоступности его».

Другой образ праведника — ливанский кедр: «Яко кедр, иже в Ливане, умножится». протоиерей Григорий Разумовский пишет о том, что кедром называется другого рода дерево, также высокое и зеленое, в изобилии произрастающее на горах Ливанских, в Сирии. Оно отличается такою крепостию, что многие десятки и сотни лет не предается тлению… С кедром праведник имеет сходство в том, что как кедр благовонен, негниющ, многоветвен и тенист, так и праведник благовонен добродетелями, не подвержен нравственной гнилости или развращению как очистившийся от всякой нравственной гнили и тления, от страстей и соблазнов, и многоветвист как рождающий многих сынов своим влиянием и живущею в нем благодатью Святого Духа.

Сила праведника сравнивается с рогом единорога: словом «рог» в Священном писании означается сила, иногда богатство.  «Сила моя, как бы так говорит он (пророк Давид, причисляя себя к праведникам), и благополучие мое возрастет, по милости Божией, возвысится, но не так, как слабая трава, но как крепкий рог единорога…»,  — так пишет об этом образе протоиерей Григорий Разумовский.