Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 28 декабря 2023 года: «Без веры в Бога пути нет…»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня вы слышали замечательные слова из Послания апостола Павла к Евреям: “Без веры Богу угодить нельзя, ибо надобно, чтобы человек веровал”. И приводятся многочисленные примеры веры. Мы не знаем и не понимаем, что́ такое вера: мы выросли в то время, в той стране, в ту эпоху, когда под верой понималась убеждённость в какой-нибудь идее или в каком-нибудь событии: ты веришь, что наступит всеобщий расцвет человечества? ты веришь, что наука права? ты веришь, что коммунисты – это единственная направляющая сила нашего общества? Ты веришь, что Ленин – наш вождь? – и прочее. Предполагалась вера в некие доктрины, в некоторые идеи, – и мы, привыкшие, что убеждённость в этих идеях, формулировках, доктринах – это и есть вера, – придя в Церковь, уверовали, что Бог есть. “Ты веришь, что Бог есть?” “Верю!” – значит, ты верующий. “Веришь, что Символ Веры надо выучить?” “Да, верю” – выучил. (или не выучил). Наша вера – это некое согласие нашего ума с некой доктриной, с некой группой людей, которую мы называем Церковью, – вот и вся наша вера. Поверьте, и это – немало; но оживотворить такая вера не может. Ведь в прежние эпохи, до того, как случились события 20-го века, до событий 17-го века, 16-го века, – до того, как люди совсем потеряли опыт веры, ещё задолго до пришествия Иисуса Христа, – все же ведь знали, что Бог есть и все Ему поклонялись, все приносили Ему жертвы, но, тем не менее, не все из этого сообщества назывались верующими. Не все из них, в итоге, имели веру, хотя веровали. И Христос об этом говорил, и апостол Павел говорит в сегодняшнем послании об этом: что есть вера и есть ВЕРА. Это — разные вещи. Одна вера животворит, а другая есть просто некая мировоззренческая позиция, которая жизни человеку не приносит, и для того, чтобы человек спасся, очень важно иметь ту, правильную веру, о которой сегодня и говорит апостол Павел, вспоминая Авраама и называя его отцом верующих. Ибо только он первый явил подлинную веру, поэтому и стал отцом всех верующих и Бог заключил с ним завет, – именно потому, что он оказался истинным верующим. Что же такое вера? Вера – это не просто признание того, что Бог есть; вера – это отношения с Богом, когда ты ощущаешь, переживаешь Его участие, присутствие в твоей жизни, когда ты опытом своей жизни знаешь, что Он – Живой, что Он любит, и что Он очень заинтересован в том, чтобы ты жил, был доволен, был свободен; что Он тебя окормляет, тебя пасёт, тебя защищает, – и это не мысль в голове, а переживание опыта: вы же не просто верите в то, что ваш ребёнок есть – вы ощущаете его присутствие, даже если он сейчас далеко; вы с ним разговариваете, вы с ним переписываетесь, переживаете за него; он, быть может, иногда переживает за вас. Это такая вера, которая ощущается, которая переживается, которая есть некий ОПЫТ. И у Авраама был опыт. Но и этого мало: это может быть прелестью, чем-то, что человеком придумано. Очень важно верующему человеку понимать, что в каждом событии его жизни Бог участвует. Если я верую, что Он принимает в моей жизни живое участие, если я верю в то, что Он меня любит, заботится обо мне и мне помогает, значит, я должен понимать, что всё, что происходит в моей жизни, – происходит по Его воле. Но мне это нетрудно представить, когда случилось приятное событие: получил прибавку к зарплате – понятно, что Бог помог; болезнь исцелилась – понятно, что Бог помог. Если вдруг меня из завала живым спасли, – ну, конечно, Бог помогает и защищает. Но очень важно понимать, что и в неприятных событиях Он присутствует так же, как и в приятных. Потому что, если со мной случилось что-то нехорошее, не то, что́ мне нравится, не то, что́ я ожидал, я либо должен принять мысль, что Бог бессилен, и есть кто-то другой, кто сильнее Его и причинил мне эту неприятность, – или принять мысль, что Бог, на самом деле, меня не любит. Но и то, и другое будет отклонением от веры: моя вера говорит, что Бог сильнее всех, и Он меня любит и меня защищает. Если со мной случилось что-то, чего я не могу объяснить, что́ мне не нравится, – я должен признать, что именно Бог это сделал для моего блага и для моей пользы; я должен просто принять это и сказать: “Да, Господи, принимаю и потерплю, только Ты не оставляй меня!” Это и будет верой… И Аврааму было плохо; и Давиду было плохо; и Авеля, о котором сегодня вспоминалось, убил его родной брат; и Христа распяли на Кресте; и многих мучеников, которые потрудились, – как сегодня поминаемый архиепископ Верейский Иларион, один из лучших людей той эпохи, умерший в пересыльной тюрьме от тифа, и тоже много страдавший и в лагерях, и в тюрьмах, – но они никогда не теряли веры. Они никогда не забывали, что это нужно принять от Бога, хотя мы сразу не понимаем – зачем и почему. Но если мы принимаем от Бога только хорошее, а плохого принимать не хотим, то мы – никакие не верующие. Мы – просто люди, которые пришли к фокуснику, который делает приятные фокусы; не делает – пойдём к другому, который будет делать нам приятное, – и попадём в очень нехорошую ситуацию, став рабами того, кто нас ненавидит. Поэтому очень важно, когда мы живём в Церкви, принимать от Бога всё: каждое событие, каждое обстоятельство; снег ли, дождь ли, повышение или понижение, любовь окружающих или их ненависть. Ревность или зависть окружающих; утешение от них или помощь, – мы во всём видим руку нашего Бога. Мы понимаем, что это Он нам посылает: Он никогда не может нас оставить, и дороже каждого из нас у Него нет. И когда мы принимаем это всем нашим сердцем, когда мы понимаем, что Он – единственный, Кто любит и заботится, понимает и жалеет; и всё, что произошло, происходит только потому, что это нам нужно, – тогда мы действительно становимся верующими, и всё, что́ мы попросим, всё, что́ мы захотим, будет нам, ибо, как говорит Христос, “по вере вашей всегда будет вам.” Но и мы должны, раз мы желаем и надеемся что-то от Него получить, тоже быть верными Ему, слушаясь Его, доверяя Ему и никогда не повышая против Него свой голос, никогда на Него не ропща, понимая, что всё есть Его забота. Вот случай показательный. Произошло это совсем недалеко отсюда меньше ста лет назад, накануне Великой Отечественной войны. Одна семья, раскулаченная, как тогда говорили, была выслана с Украины, и сослана под будущий город Магнитогорск, чтобы строить этот город. Отец семейства, мать и пятеро детей, мал мала меньше. Вырыли они там землянку (я видел эти землянки) и жили в ней. Была первая зима, голодная и холодная; тепла не было, еды не было; надо было строить город, завод. А сначала нужно было выжить. Отец не выдержал переезда, замёрз, – погиб, и мать вслед за ним очень скоро ушла. И старшая девочка сама подняла своих братьев и сестёр, – вырастила, выкормила, вынянчила всех; потом выдала замуж, женила – и осталась работать на Магнитогорском металлургическом комбинате. Замуж она сама не вышла, потому что не до этого было. Родители были верующими в милость Божью, – а она этого не приняла. Она всю жизнь роптала и считала, что вера не имеет смысла, потому что как можно верить в Того, Кто допустил такое горе: снял тебя с родного дома, с родных полей, и привёз в эту мёрзлую противную степь, где надо было заниматься грязным делом на стройке? она перестала верить. Когда она женила последнего своего брата, она решила съездить на Украину, в родное село, — встретиться с теми, кто, может быть, ещё остался в живых. Когда она приехала на Украину, приехала туда, где было село, – села не было. Ей рассказали, что пришли немцы, и всех, кто был в селе, загнали в амбар и сожгли. И эта уже взрослая женщина упала на землю и весь день плакала, – в этих слезах она примирилась с Богом. Она поняла, что то, что́ казалось ей мукой, что́ казалось ей несправедливостью, то, что́ казалось ей жестокостью, было ответом на благочестие её родителей. Они молились о спасении семьи – и Бог спас её. Но это спасение людям, не смотрящим далеко, казалось неправильным, им казалось, что спасти нужно было иначе. Женщина роптала, – а оказалось, что это было благодеянием Божьим; надо было прожить 20 лет, чтобы это понять. И много еще такого происходило и происходит, и будет происходить в жизни, что́ людьми понимается, как плохое, как болезненное событие; и только прожив некоторое время, – год, два, пять, десять – люди понимают, что именно это событие и было тем, что помогло им что-то понять, что-то пережить, что-то получить, чего-то избежать, куда-то попасть, и иначе это было сделать невозможно. И тут мы должны явить своё доверие. Если мы верующие, то Богу нужно доверять. Если Он это делает, – значит, действительно другого ничего нет; это – лучший из всех вариантов, потому что Бог – единственный, Кто о нас заботится необыкновенно, Который хочет единственного для нас: чтобы мы были счастливы, радостны и жили вечно. Аминь».