3 октября — память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев

    К сонму святых Православная Церковь давно причислила двух мучеников Земли Русской — Черниговского князя Михаила и боярина его Феодора, подвиги которых в исповедании ими Христовой веры она и воспоминает в нынешний день. Более шестисот лет отделяют нас от мученической их смерти, но размышление о ней всегда сопровождается для нас, их потомков, великою нравственною пользою.

Князь Михаил жил в то тяжелое для России время, когда ею владели татары — язычники. Получив приказание явиться в Орду, как данник хана, он отправился туда с твердою решимостью скорее умереть мучеником за христианскую веру, чем постыдно изменить ей, поклонившись идолам, на что решились некоторые князья, раньше его отправлявшиеся к татарскому хану. Одинаковых мыслей с князем был и сопутствовавший ему боярин его — Феодор. Хан Батый, враждебно расположенный к Черниговскому князю за то, что тот, пылая любовью к святой вере и дорогой родине, побуждал своих соседей восстать против татарского ига, приказал не иначе допустить его к себе, как после того, как он пройдет чрез так называемый «священный огонь» и поклонится языческим богам татар — войлочным идолам. «Нет, — мужественно отвечал Михаил, — я могу поклониться вашему царю, которому небо вручило судьбу земных государств; но христианин не служит ни огню, ни бездушным идолам». Батый пришел в ярость, услышав такой смелый ответ от своего бессильного данника. Он велел передать на его выбор одно из двух: или поклониться его богам и получить жизнь, свободу и право на владение княжеством, или за сопротивление его воле умереть злою смертью. Когда Батыю был передан решительный отказ Черниговского князя поклониться идолам, последовало приказание замучить его до смерти. Явились убийцы и бросились, как дикие звери, на князя; повалив на землю, кулаками и палками били его по груди и, повернув лицом к земле, продолжали с удвоенной яростью наносить удары. Последнее слово мученика было: «я — христианин», после чего ему отсекли голову. Подобным же образом был замучен татарами и благочестивый его боярин Феодор.

Исповеднический подвиг великого князя Михаила черниговского и боярина его Феодора святого Феодора поразил даже их палачей. Борьба Руси против татаро-монгольского ига продолжалась еще долго. Церковь Христову украсили новые мученики и исповедники: в Орде в 1246 году был отравлен великий князь Феодор, замучены были великие князья — Роман Рязанский (в 1270 году) и Михаил Тверской (в 1318 году), сыновья Михаила Тверского  —  Димитрий (в  1325 году) и Александр (в  1339 году). Всех их укрепляли пример и святые молитвы святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора.

Тропарь, глас 4

Жизнь свою мученически совершивше, исповедания венцы украсившееся. К Небесным востекосте, Михайле премудре, с доблим Феодором. Молите Христа Бога, сохранити Отечество ваше, град же и люди, по велицей его милости.

Кондак, глас 8

Царство земное ни во что же вменив, и славу яко преходящую оставил еси. Самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михайле, с доблим Феодором, цареви силам предстоящее. Молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.