Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в четверг 11-ой седмицы по Пятидесятнице 17 августа 2023 года: о грядущем конце мира

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

     Сегодня мы слышали Евангельский отрывок, в котором Господь наш Иисус Христос говорит о грядущем конце мира, и для любого верующего человека это не секрет, – что мир однажды кончится. Это неверующие люди придумали такой термин, как «прогресс цивилизации». На самом деле, мы знаем, что, из поколения в поколение, от столетия к столетию, люди всё более и более увядают, тлеют и дряхлеют, и человечество, в целом своём, становится всё хуже и хуже. Когда мы читаем другие места, скажем, – Апостольское свидетельство, о том, какие будут люди в последние времена, мы в этом описании не только узнаём свой собственный портрет, – мы понимаем, что была эпоха, когда люди были другими, когда ценности были другими, – когда ценности у людей, и воля у людей, и мысли, и чувства у людей были иными. Нам сейчас в это трудно поверить, потому что, в значительной степени, мы ничего не знаем, не представляем, – Священного Писания не читаем, – а, в значительной степени, нас убедили, что человек всегда был такой. Он не всегда был такой. И не всегда семьи распадались из-за разводов. И не всегда между родителями и детьми был конфликт. И не всегда правительства, власти стран не находили поддержки у своего народа, и не всегда развращение детей было правилом новой жизни. Люди жили в значительной степени иначе. Но не сокрушаться надо о том, как раньше жили люди; об этом достаточно почитать Священное Писание, или какую-нибудь художественную литературу более или менее отдалённой от нас эпохи, чтобы понять тех людей. Но само по себе это понимание ничего нам не даёт, кроме тоски по старому времени, или отчаяния из-за того, что «вот, меня угораздило жить в такую нехорошую эпоху». Как заканчивается сегодняшний отрывок: «Если увидите все эти знамения тления, – (труп, – говорит Господь), если человечество превращается в труп, если оно гниёт и тлеет; если даже нормальные человеческие отношения, типа семьи и дружбы, становятся недейственными; если разрушается всё в человеке, и он не чувствует даже любви к своей матери или к своей дочери, – если всё это рухнуло, это – знамение конца». И нам, получается, остаётся впасть в отчаяние оттого, что нам выпало жить в такую эпоху. Но нет, нет! Ещё в начале Евангелия от Матфея Господь говорит, что это тление человечества напрямую зависит от вас, – христиан. Человечество прогнило уже давно. И эта гниль, эта болезнь, этот смрад, гной, в который превращается человечество, зависит от вас, христиане. «Вы, – говорит Христос, – свет миру. Вы – соль земли». Чтобы мясо не протухло, его солят. Если соль потеряла силу, мясо протухнет. Так вот, мы и есть та закваска человечества, та соль земли, от которой зависит: сегодня или завтра наступит конец света, – через пять лет или через пятьсот. Это зависит от христиан, – не от сил зла, которые всегда ищут погибели человечества, не от козней сатаны, а от воли, – вернее, веры, – обыкновенного христианина. Он верит, что Христос есть Победитель ада. Он верит, что любовь – сильнее смерти, он верит, что любить надо всегда, независимо от того, что человек может быть страстен; или, может, он сошёл с ума или заболел; но я буду любить его – хотя бы этого человека – всегда. Он – муж мой, или – жена моя, он – сын мой или дочь, мать или отец, или просто человек, с которым свела меня благодать Божия, – я буду верным ему до смерти, что́ бы с ним ни стряслось. Ведь раньше детей не отдавали в детские дома, родителей не сдавали в приют. Человек старался заботиться и сохранить верность своему близкому до конца, и эта верность тоже есть та сила, которая оставила этот мир, – которая предохраняет его от порчи. Мы не можем остановить разрушение человечества. Мы не можем остановить разрушение мира или государства. Мы не можем запретить ворам воровать, а убийцам – убивать. Мы не можем запретить растлителям – развращать. Мыв не можем отключить от всемирной паутины даже собственную страну и собственный дом, – не можем. Но мы можем оставаться верными Христу в каждом поступке своей жизни, и делать так, потому что так велит Христос. И терпеть – терпеть! – те скорби, которые посылаются нам на этом пути, поступать ради любви и смирения, ради служения и помощи близкому, ради того, чтобы сохранять верность тому человеку, которому эту верность обещал. Если он будет так поступать, сохранять чувство долга и верность, потому что верит во Христа, – то мир завтра ещё не умрёт, и, может, послезавтра не умрёт, потому что его смерть напрямую зависит не от воли сатаны, а от верности христиан. … Если мы потеряем верность Христу, если мы потеряем благодать Святого Духа, если мы перестанем её взращивать и стяжать в собственном сердце, – тогда у мира нет надежды, его не спасёт ни царь, ни пророк – никто, потому что со времени Христа нам вверены судьбы этого мира, от нас зависит, сколько продлится жизнь этого мира. В двадцатом веке казалось, что всё: мир кончился. Он дошёл до таких страшных вещей, как мировые войны с их многомиллионными жертвами, как оружие массового поражения, – как вообще равнодушие к смерти любого человека: к концлагерям, и разрешённым абортам, разрешённым разводам, – много чего сделал двадцатый век. И казалось: всё, приближается конец, но люди, – в Советском ли Союзе, – или в Греции, или в Сербии, в Шанхае, или где-то в Америке, – православные люди, хранящие верность своему Богу, исполняющие своё служение ближнему и уповающие по-прежнему на Бога, когда не уповал уже никто, и отреклись от Бога все, – эти люди хранили веру, молились, верили, надеялись, – и мир сохранился. Он вышел из горнила двадцатого века, и оказалось, что верующих – снова много, и храмы снова стоя́т, и снова возносится молитва. И, что́ бы ни случилось завтра или через десять лет, – снова всё будет зависеть от веры христиан: насколько они готовы надеяться на Бога, когда от Него все отреклись, молиться Ему, когда все Его ругают, ждать от Него помощи, когда все повыбрасывали иконы; идти и молиться, и стучаться в дверь запертого храма, – когда все храмы закрыты. Это всё – в нашем сердце. В нашем сердце не только наше собственное спасение, – но и жизнь мира. Мир продлит своё существование, и в нём будут жить наши дети и наши внуки, – но только если мы будем верными Христу, будем терпеть, и ради любви это терпение хранить. Ибо, как начинается сегодняшний Евангельский отрывок, – «претерпевший до конца – спасётся». Аминь».