Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в праздник первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта 2023 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня Святая Церковь празднует обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа. Чтит Святая Церковь и главы его пречестныя усекновение, и обретение этой главы, и, конечно, Рождество Иоанна Крестителя, — и каждый раз нам напоминается о том, чтó успел сделать этот человек, прожив совсем небольшую, короткую жизнь, но сделал важнейшее дело, не только призвав людей к покаянию, ибо он первый в ту эпоху сказал: «Покайтесь! Ибо приблизился Тот, Кто может вас спасти, Тот, Кто принёс вам Царство Небесное». Но, кроме того, что он проповедовал покаяние, он ещё смог стать Крестителем Господа Иисуса Христа, не только совершив положенное, ибо Христос не нуждался в крещении, но, через это крещение, указал народу на Агнца Божия, — засвидетельствовав божественность, святость и мессианский характер этого Пришедшего, — невзрачного, в общем-то человека, по-первости не блистающего ничем, и не отличающегося ничем. Нужно, чтобы кто-то засвидетельствовал, что это есть истинный Мессия, Спаситель, Агнец Божий, берущий на Себя грех мира. Такая короткая жизнь: почти всю жизнь он провёл вообще никому не известным, никому не ведомым. С момента выхода его на проповедь до усекновения главы он был-то всего около трёх лет известен народу, — но эта жизнь стала удивительным светом в истории человечества, и потому до сего дня, и до скончания времён, пока стоит Церковь Христова, будут помнить этого человека, будут молиться ему, будут призывать его молитвенную помощь, ходатайство, и на множестве иконостасов он стоит, вместе с Матерью Божией ходатайствуя за спасение человечества, как ближайший друг Христов, — кроме того, ещё и родственник Ему по плоти. Но нам важнее, кроме личности этого человека, обратить внимание на то, чтó он говорит, призывая нас к покаянию. Что значит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие»? «Покайтесь, — или, как он говорит, — выровняйте дороги, по которым в вашем сердце пойдёт Христос. Всякая гора да выровнится, всякий дол да исполнится». Прямой, ровной должна быть дорога в сердце человека, чтобы туда вошёл Христос, — иначе Он не сможет войти, — если дорога будет идти не прямо. Всякое превозношение, всякая гордыня, всякое выставление себя, — то есть, всякая выпуклость, — должны быть сравнены; а всякое падение, всякий провал в духовно-нравственной жизни человека должен быть заполнен. В этом и состоит покаяние — не в том, чтобы придти и рассказать, как человек согрешил, — будто бы Бог этого не знает. Покаяние состоит не в том, чтобы просто начать исполнять некий ритуал или обряд. Покаяние состоит в том, чтобы перестать грешить, перестать проваливать свою жизнь, падать в какие-то ухабы своей жизни, — и идти ровно и прямо, — а также в том, чтобы не превозноситься ни перед кем, — тоже прямо и ровно держать себя со всеми людьми. Если же мы просто рассказываем о своих грехах, сознаём даже их, но ничего не меняем в своей жизни, — то это не покаяние. Мы никак не можем зацепить нашим сердцем и сознанием, чтó же от нас требуется, когда нас призывают к покаянию. Мы превращаем покаяние в перечень грехов, — а оно есть исправление и изменение жизни. Впервые, быть может, этот призыв прозвучал у пророка Исайи: «Обратитесь! — что и значит: покайтесь — перестаньте делать зло и научитесь делать добро!» А Иоанн Креститель говорит: «Покайтесь! Перестаньте гордиться и возноситься, и перестаньте грешить! Сделайте ровной дорогу вашей жизни и жизни вашего сердца». Если этого не будет сделано, если человек не перестанет превозноситься над людьми, если он не перестанет грешить разными плотскими скверными грехами, то он не может найти ту самую нить, которая привела бы его ко Христу, которая бы открыла тот свет, который льётся с момента Воплощения на каждого человека, — как мы слышим а Рождественскую ночь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Вот этого благоволения мы никак не можем почувствовать. Мы ходим, топчем дороги к храму, топчем пол в храмах, отбиваем его поклонами, — но уходим почти всегда такими же, какими пришли, — не вкусив утешения Иисуса Христа. Мы исполнили некий обряд или ритуал, но прикоснуться к прощению и милости, любви и благоволению мы не смогли. Мы не почувствовали примирения со Христом, мы не сумели обнять Его окровавленное Тело, не смогли услышать слов, которые Он говорит каждому: «Прощаются тебе грехи твои! Иди, и больше не греши».