«Торжество Православия — в святости нашей жизни»: наставление на первый воскресный день Великого поста
Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия. Завтра, в неделю, то есть в воскресенье, Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия.
О духовном смысле праздника Торжества Православия, о том, в чем наше Торжество Православия, и как правильно подготовиться к нему, рассказал духовник Екатеринбургской семинарии иерей Константин Корепанов.
— На самом деле это такое событие, смыслов у которого очень много. Изначальный смысл — он сугубо исторический, связан с постановлением почитания святых икон. И богослужение этого дня напоминает нам о том, зачем нам нужны иконы. А это очень важный смысл, хотя бы для того, скажем, чтобы правильно к ним относиться. Вот у меня однажды спрашивает человек, недавно ходит в храм: «А что это все ходят и иконы целуют?».
Я говорю: «Вы разве так не делаете? В обычной жизни?» В обычной жизни приходите в собрание, в общество и здороваетесь со всеми, кто там есть. Люди оказывают честь тем святым, которые здесь есть. То есть такое действие, если сознавать, что ты делаешь, оно напоминает, что Церковь – это не просто земное, Церковь – не просто мы тут в своих тулупчиках, пуховичках, пальтишках, собранные здесь. Это невидимая Церковь. Икона – это свидетельство присутствия здесь того, кто на ней изображен.
Конечно, не только в этом смысл иконы. Но для нас очень важно, когда Церковь не просто украшена фресками, изображениями каких-то картин. Люди бы хотели, чтобы Церковь была наглядной Библией. Но кроме этого здесь есть свои подлинные иконы, свидетельствующие о присутствии здесь святого. Нам очень важно понимать, сознавать, вспоминать, что мы целуем не доску, не картину, что мы таким образом поклоняемся человеку, на ней изображенному, прикасаемся губами к стеклу, а сердцем к его сердцу. И получаем от него утешение, если с верой это делаем, и то, чего просим, если просим. Потому что кто почитает праведника как праведник, получит награду праведника, говорит нам Священное Писание. И напоминает нам о том, что неслучайно окружаем себя священными изображениями, что в этом есть не просто смысл, а радость, что никогда я не бываю один, если рядом есть со мной вот священное изображение. И когда намолился человек, привык, прикипел какому-то святому, то один взгляд на икону вызывает умиление, радость.
Чтобы мы были на страже духовных ценностей
— На самом деле любая ложь, она не является маленькой. Нет маленькой лжи, потому что маленькая ложь не только изгнала наших прародителей, она и всех нас погрузила в смерть. Маленькая, крошечная ложь. И мы видим, как с маленькой лжи начинаются очень большие беды, очень большая кровь, а всего-то была маленькая ложь. Даже посмеялись там – пустяки какие-то, а в итоге все заворачивается так, что становится много-много-много крови.
Церковь всегда это знала. И всегда говорит о том, что маленькой лжи не бывает. Поэтому прислушаться к тому, что да, вроде там посмеяться можем, улыбнуться – времена другие. На самом деле речь идет о том, что Церковь всегда узнавала, опознавала и отделяла ложь от Истины. Ибо Церковь есть столп утверждения истины. И кроме этого есть еще напоминание всем нам об истинности православного учения, а мы все ведь очень плохо знаем собственное учение, очень плохо.
И нам бы не лишне вспомнить о том, во что же собственно мы верим. А вдруг случайно окажется, что мы с нашим каким-то там доморощенным пониманием Православия, христианства вдруг попадаем под ложное какое-то определение. И потому у нас не получается ни жизнь земная, ни жизнь духовная, ни молитва. Знаете, есть такой эпизод в житиях, в патерике, что один человек молился-молился, праведник был, благочестивый, прям замечательнейший человек, который никак не мог понять, почему благодати не может стяжать, вот не чувствует он присутствие Бога. И молится и молится, весь измучился: «Что Тебе еще надо?». Не может Бог прийти к тебе в келью, у тебя в келье еретическое сочинение находится. А сколько у нас такого еретического безобразия в наших душах? Уж не говорю в домах. Наших городах, стенах наших домов всякого безобразия, а мы удивляемся, почему мы не можем ходить в той полноте благодати, в которой ходили древние.
Что мы носим, что мы думаем, что мы чувствуем, что украшает стены моей собственной квартиры? Что там написано в тех книгах, которые стоят под полками, на которых стоят у меня иконы? Поэтому это тоже напоминает нам. Каждый раз в день Торжества Православия мы должны провести чистку нашего сознания, и нашего жилья.
На самом деле Торжество Православия напоминает нам, что мы должны быть свидетелями Истины. А для того, чтобы быть свидетелями Истины, надо Истину эту носить в себе, знать ее, именно о ней свидетельствовать. Мне нравится выражение Святейшего Патриарха: «Порой мы часто говорим «от ветра головы своей, а вовсе не от Священного Писания»».
Торжество Православия в святости нашей жизни
— И третье, мне это больше всего нравится, что на самом деле Торжество Православия, конечно, в святости нашей жизни. «Да где же?» — скажут сейчас. Какая святость? Мы все грешники окаянные, только что плакали тут накануне все. Мы должны понимать, что мы все являемся частью Церкви, являемся не потому, что мы сюда пришли, а потому, что нас здесь собрала всех благодать Святого Духа.
Вот именно как говорят тропари великопостных богослужений, сюда нас собирает благодать Святаго Духа. Она нас поставила здесь, привела, собрала, и собрала для того, чтобы причастились Тела и Крови Иисуса Христа. Чтобы Бог жил в нас. Мы, какие бы ни были, но Он входит в нас, вмещается в нас, мы причащаемся Истинному, но живому Богу. Если бы сознавали, действительно верили, Кому мы причащаемся, и чье Тело мы вкушаем, и по чьей воле мы сюда пришли, и чья сила вырвала нас из плена мира и поставила здесь перед лицом Бога, чтобы возвещать.
И вот когда мы причащаемся, когда мы вкушаем Тела и Кровь Иисуса Христа и причащаемся благодати Святого Духа, мы идем и свидетельствуем миру. Нет, не чудесами. Любовью. Любовью, которой мы напитались, пропитались за эту неделю, особенно на Причащении воскресной литургии, просто насытились ею, как губка, и источаем любовь всем. На нас кричат, а мы гладим по головке. Нас проклинают, а мы успокаиваем. Нас пытаются сжить со свету, а мы пытаемся людям помочь. Вот это наша любовь. Вот и этому мы учимся в Церкви. И это действие с нами происходит. Православие — оно не просто делает нас удобными людьми, оно приобщает нас любви, и эта любовь изливается, в первую очередь, на грешников. Потому что пришел Бог в этот мир грешников спасти. И если, пережив собственный грех, вкушаем Кровь и Тело Иисуса Христа в воскресной литургии, а потом идем, зная, как любит нас, грешников, Господь, идем и изливаем сострадание, переживание и молитву на грешников этого мира, то этим мы и являем Торжество Православия.