Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 23 февраля 2023 года: Крест Христов и наша жизнь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня вы слышали пространное Евангельское чтение в изложении евангелиста Луки, представляющее нам крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Христианская проповедь началась, как свидетельствует о том апостол Павел, с проповеди о кресте, который, как он сказал, для погибающих есть безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Мы привыкли слышать о кресте, привыкли видеть крест. Привыкли даже свою жизнь как-то соотносить с крестом: «Видать, такой у нас крест, надо его потерпеть». Хотя часто наш крест — это всего лишь последствие наших глупостей и наших грехов. Мы сами себе его сплели, — чего, конечно, не было с Крестом, на котором распят был Господь наш. И мы так, порой, погружаемся в исследования собственного креста, так думаем о том, что мы тоже несём крест, что забываем о том, чтó сделал для нас Христос, что, на самом деле, не крест, как сказал однажды поэт, — а бескрестие мы несём. Хотя и сгибаемся под этим бескрестием убого, но корчим из себя, будто мы — крестоносцы, будто мы несём что-то тяжёлое, не умея потерпеть просто немощи нашего собственного ребёнка, — ни мужа, ни отца, ни матери — ребёнка, который по определению должен быть немощным и должен быть непослушным. А чаще всего, его непослушание — всего лишь следствие нашего неправильного к нему отношения и воспитания. Но мы считаем это чем-то невероятно тяжёлым. И если, не дай Бог, на нас сваливается какая-то несправедливая обида, что-то там такое, чего мы не заслужили, мы говорим: «Невыносимо». Хотя, быть может, в этот момент, если обида — действительно, несправедливая, — хоть краешком своего сердца мы прикоснулись к Кресту, который несет Христос. И нам всем, всем нужно чаще стоять перед распятым Христом и мысленно, и здесь, в храме. Не случайно Церковь Великим постом служит богослужение, называемое Пассия, чтобы вспомнить и еще раз всмотреться в Его страдания, потому что Он взял на Себя наши грехи, наши болезни, наши вины, всю нашу глупость, весь наш грех, Он Сам ничего не сделал плохого. Всё, что Он терпит, всё, что Он несет — это наша собственная дерзость, наша собственная гордыня, наше нежелание слушаться Бога. Он отвечает за нас, а не за Себя. И, стоя у креста, мы должны вспомнить о том, что это наши грехи пригвоздили его к Кресту. Вспомнить для того, чтобы взвалить на себя эту тяжесть, как было модно говорить в 19 веке, — и говорить о том, что вот, это Ты, Господи, за меня страдаешь, — прости меня, — и винить себя всю жизнь за то, что Он страдает из-за меня, не обретая в себе той радости, того света, того мира и той милости, которую изливает Господь с Креста именно потому, что Он страдает там за наши грехи. Не для того, чтобы усугубить нашу вину, не для того, чтобы мы места не находили из-за того, что распяли своего Господа, — а для того, чтобы явить к нам милость: «Я понесу Свой груз, — а ты прими Мою милость. Я возьму твои страдания, а ты возьми Мою любовь. Я возьму твой грех, — а ты возьми Моё прощение». Христианство — очень неудобная вещь. Она очень неоднозначная и очень не плоская. Стоя перед распятым Христом, которого распяли наши грехи, мы должны ощутить радость и мир. Приходя на исповедь, и, сокрушаясь перед Богом, принимающим наше покаяние, мы должны сокрушиться, мы должны осознать ту цену, которая дается за наши грехи, чтобы действительно иметь желание больше не грешить, больше не делать так, потому что я не хочу, чтобы огорчался мой Возлюбленный, чтобы плохо было Тому, Кто в меня поверил, не хочу не оправдать надежд, Возлюбившего меня. Очень двойственное состояние христианина: он должен никогда не считать себя виноватым, потому что за любую его вину и грех Христос заплатил Своей Кровью, выписал нам бесконечный лимит кредита. Так что, сколько бы мы ни согрешили, мы всё равно будем прощены. А с другой стороны — это постоянная вина от того, что мы не оправдали Его любовь, не оправдали Его надежд, не оправдали Его жертвы, что мы по-прежнему остаёмся в наших грехах. И всё это уживается в одном человеческом сердце, которое и радуется, и плачет, и страдает, и ликует одновременно, потому что Бог пришел в мир грешников спасти — и, значит, — меня. Но я по-прежнему остаюсь грешником, вместо того, чтобы стать Ему сыном. ..

«И вот это перегорание человека, когда все тленное, все смертное, всё греховное, все самостное, своевольное, гордостное сгорает в этом огне для того, чтобы встать перед Господом своим в простоте совершенного смирения. Ибо смирившийся человек теряет возможность грешить. Источник человеческого греха — гордыня. И, если мы грешим, то потому, что, во-первых, — горды, а во-вторых, — тщеславны или похотливы, сребролюбивы, чванливы или чревоугодны. Сначала и наперво — мы горды. И наши вторичные грехи обличают нашу внутреннюю гордость. И, впадая в тот или иной грех, мы должны понимать — не только вырывать вершки, но и понимать, что в нас — огромный корень гордыни, и она всему виной. И когда мы ополчаемся против неё, против гордыни, и начинаем искоренять все то, что, так или иначе, служит ей — свою самость, свое желание покоя, свою волю, свои хотелки — всё, свойственное нам, свойское, все то, что мы называем своим: моя жизнь, мое время, мой отдых, мое право. Объявляя войну всему тому, что питает нашу гордыню, мы, в конце концов, плача перед Крестом Христовым, и черпая любовь с этого Креста, смиряемся. Мы учимся у Него, — как Он Сам призывает, — кротости и смирению, и берем благое иго послушания Ему, искореняя в себе гордыню. И вот, когда гордыня будет вырвана с корнем, и сердце наше очистится, — когда мы выдерем из него всю гордость нашу, — тогда поселится там блаженное смирение, и мы познаем воистину, что бремя Христово легко, сладостно, вожделенно. Смиренному человеку, смирившемуся человеку не страшно. Смирившемуся человеку не стыдно, — хотя бы грехи его были, как песок морской — он не думает о них. Он стоит, маленький и крошечный, перед великим и могущественным Богом, пришедшим его вырвать из лап смерти, — сиречь из лап гордыни, которая и есть смерть, — и научить нас жить; даровать нам способность любить, — то есть, всегда, безусловно раздавать всю свою жизнь, все свое время, все свои силы другим, ибо это и есть жизнь. Аминь».