Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в день Праздника Обрезания Господня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня вспоминается день, когда над только что рождённым Иисусом Христом был совершён обряд обрезания, который совпадал с наречением имени и соответствовал искуплению за грех. Отчасти это походило на наше нынешнее крещение, потому что человек становился частью народа Божьего и, вследствие этого, вступал в Завет с Богом. Бог, Который сотворил все миры, Который восседает на огнезрачном Престоле, терпит эту болезненную процедуру как человек, хотя по Божеству Он не имеет необходимости вступать в Завет с Богом, — но по человеческому естеству, по плоти, повинуясь и Собственному постановлению, и обычаям человеческим, Он принимает то, что необходимо принять, исполняя весь Закон. Нам бы научиться таковому смирению: Тот, Который выше всякого закона, подчинил Себя Закону, и заставляет Себя исполнять всё, что по Закону положено: платить налоги, отдавать дань или честь, исполнять обряды и ритуалы, — всё, что необходимо и повелено делать, Он делает, и этому учит и нас, и говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Мы, конечно, не такие, как Он; мы — высокие и сильные, поэтому слушаться никого не будем: не будем подчиняться законам государства, не будем подчиняться воле Божией, не будем подчиняться условиям жизни на этой земле, — мы же значительные люди, — и потому, раз не можем смириться, мы мучаемся, потому и волнуемся и переживаем, и постоянно сердце наше в тревоге, постоянно сердце наше в возмущении оттого, что люди делают всё не так и заставляют нас принимать их условия жизни. Творец мира подчинился всем условиям жизни на этой земле, вплоть до смерти крестной — и потому спас всех нас этим Своим Крестом. Этим Своим смирением Он указывает нам путь: «Если вы хотите быть Моими учениками — идите и смиритесь!» Вот этому мы должны учит наших детей: слушаться. Слушаться учителя, слушаться воспитателя, слушаться маму, слушаться папу. С самых первых шагов человека по земле мы должны не восхищаться его красотой, или как он читает стихи, — мы должны научить его слушаться, мы должны научить его терпению, мы должны объяснить ему, что, на самом деле, смысл жизни на земле — в том, чтобы, веруя в Бога, перетерпеть всё, посушаться всех, исполнить всё, что от тебя требуется, — до последней капли отдав всё должное всем тем, кому ты должен, всем тем, кто на тебя надеется, исполнить всё, что тебе повелено, всё, что ты должен сделать. И когда ты смирился, тогда ты — подлинный человек. Солдат, исполняющий свой долг, умирающий при исполнении этого долга, смиряется. Он видит, что всё вокруг — не так, и организовано всё вокруг неправильно, и делается всё кое-как, — но он подчиняет себя уставу и приказу, и до последнего отдаёт себя этому долгу, исполняет его так, как должно, до последней капли своей совести и крови. Он может не совершить великих героических поступков, — он просто исполняет то, что должен. Вот в этом — закон жизни человека на земле: выполнить то, что он должен. Он должен идти с маленьким ребёнком в больницу и сидеть пять часов в очереди — он должен это вытерпеть. Он должен пойти и учить ребёнка в школе среди обломков разваленной системы образования — значит, он должен вынести и это. У него пьяный и шумный сосед — значит, нужно вытерпеть и это. Это и есть подлинное исполнение христианского пути, потому что Христос сделал так. Сказано ему прийти к недостойному священнику, не боящемуся Бога, не стыдящемуся людей, чтобы он принял его исповедь, — надо придти и исповедаться, смотря не на то, какой священник, а потому что так нужно исполнить правду, которую повелел исполнять Бог. Он может придти в светлый, красивый храм, или в маленькую закопчённую церквушку, — но он идёт и причащается, потому что так велит Бог, а не рассматривает, какая это церковь, или какой это — правильный или неправильный, — хороший там священник, или нет, такой там Патриарх, или сякой, — он просто идёт и исполняет то, что велит ему Бог, — значит, исполняет и идёт он христианским путём…

«Этот смиряющийся, этот подчиняющийся долгу, уставу, правилам человек ближе ко Христу, чем мы, все такие умные, всех судящие, обо всём имеющие представление, и всегда имеющие рассуждение о том и о сём, но никогда не способные подчиниться и исполнить то, что повелено нам Богом. Потому и страдаем, потому и несчастны, потому и сердце у нас переполнено болью, тревогой и злобой, — потому что мы не хотим идти путём Христа, не хотим научиться от Него кротости и терпению. Он повинул Себя всем, Он терпел всех. Вы только представьте, сколько людей грешных, никчёмных, пустых, злых, виновных в собственных болезнях, своими грехами подвергшими себя такому страданию, — сколько таких людей терпел Христос в течение дня! И никого Он не осуждал, ни над кем не превозносился — а делал то, что велел делать Ему Бог, исполнял то, что велели исполнять приставники, законники, священники, пока, наконец, послушание Отцу не привело Его на Крест, которым мы спасены. Я очень прошу всех быть верным своему долгу и слушаться тех, кого нужно слушаться, невзирая на то, правда или неправда то, чтó они говорят о том, что само повиновение тем, кому должны повиноваться, и есть правда, заповеданная нам Богом. И тогда мир наш станет лучше и чище, и Бог будет благоволить опять народу нашему, и мы будем спасены, защищены, и у нашего народа будет будущее. Аминь»