Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в четверг 29-ой седмицы 29 декабря 2022 года: об ожидании Спасителя сквозь всю историю человечества

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы слышали непонятные нам ныне и загадочные слова Господа Иисуса Христа, когда разговор идёт о воскресении, и Ему говорят, что то, что Он Сам о Себе говорит, — это неправда, потому что перед истинным Мессией должен прийти Илья Пророк, — и, раз Ильи Пророка нет, — значит, Ты не настоящий Мессия, и всё, что Ты говоришь — неправда. Христос им отвечает, что всё уже совершилось, всё уже было; Илья уже пришёл, а вы не заметили этого. Для нас эти слова ничего не значат, потому что мы не живём Священным Писанием вообще, никакой его частью, — и уж, тем более, для нас совершенно ничего не значит Священное Писание Ветхого Завета. Некоторые даже думают, а иные и говорят, что Ветхий Завет нам не нужен, чтт он-де устарел, — хотя Церковь всегда воспринимала Священное Писание, как одно целое, не разделяя его на Ветхий Завет и Новый, а называя его Божественным Откровением, тем, что Бог открыл человеку. И вот, человечество много столетий ждало прихода в мир Спасителя. Ещё во времена Адама и Евы, изгоняя их из Рая, Бог обещал, что это будет не навечно, что однажды Он придёт и вернёт человеку потерянный рай, вернёт человеку потерянное Богообщение. И люди ждали этого, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, и это ожидание имеющего прийти Спасителя всегда в сознании человека связывалось с воскресением из мёртвых. То есть, попросту говоря, люди в древности понимали, что придёт Спаситель и воскресит всех. Именно с ожиданием всеобщего воскресения и было связано пришествие Спасителя. Так человечество думало, и так оно Его ждало, ожидая — чая воскресения мёртвых, и связывая это воскресение с Тем, Кого пошлёт Бог, и когда воскреснут все. И совершенно не случайно первые тексты, когда-либо написанные человеческой рукой, были написаны о воскресении, ещё задолго до Священного Писания, задолго до появления в мире шумеров, или иных каких-то государств и цивилизаций. На древнем египетском языке первые человеческие руки, писавшие письмена, засвидетельствовали веру в воскресение мёртвых, и человечество знало, что придёт Спаситель и воскресит всех. Шло время, шли столетия, и, когда появился особенный народ, израильский народ, — в недрах этого народа появились пророки, о которых мы всякий раз вспоминаем в Символе веры. Эти пророки стали более точно, более ясно говорить об этом грядущем Спасителе, и они говорили, что всё будет немного не так. Конечно, пришествие Спасителя как-то связано с воскресением мёртвых, но до того, как наступит всеобщее воскресение, появится Спаситель и спасёт людей, искупит людей от грехов их, и как искупит — тоже говорили пророки: Своей смертью на Кресте. Еврейский народ знал об этом, знал и то, что Спаситель будет распят, и то, что Он будет Человеком, и Человек этот будет Богом, и то, что родится Он от Девы, и то, что родится Он в Вифлееме, — и то, что Он спасёт людей Своей смертью на Кресте, — всё это пророки предвозвестили. Но в их пророчествах свидетельства о пришествии в мир Спасителя переплелись так, что не каждый мог разобрать, что к чему относится, потому что люди не знали тогда (это открыто только нам, людям, живущим после Христа), что, на самом деле, пришествий Христовых будет два, а не одно, хотя евреи, видя Христа, думали, что всё сейчас и будет, и ждали всеобщего воскресения: ведь, когда воскрес Христос, многие воскресли, как говорит нам Евангелие, — и люди думали, что сейчас, не сегодня — завтра все воскреснут, и начнётся суд, и история закончится. Совершенно неожиданно для тогдашних иудеев, всеобщее воскресение не наступило. И только тогда, когда Христос вознёсся, — именно поэтому люди, апостолы с удивлением смотрят, как удаляется Христос: а как же всеобщее воскресение? Куда Ты уходишь? И Ангелы говорят, что будет иное пришествие, иное явление Христа миру, которое и будет знаменовать собой воскресение мёртвых. И только с годами Церковь усвоила и засвидетельствовала нам в Символе веры, что, на самом деле, пришествий Христовых будет два: одно уже было, пришествие в смирении, пришествие страдающего Спасителя, умирающего на Кресте. Но будет второе, славное: пришествие в славе, сокрушающее всех гордых на этой земле, — и начнётся воскресение мёртвых и Царство Божие. И поэтому евреи, которые не могли этого разуметь, и спрашивают: «Как же? Ведь должен придти Илия?» Потому что, действительно, перед Вторым пришествием придёт пророк Илия, чтобы предвозвестить грядущее пришествие, и он будет убит накануне самого пришествия, и многие будут радоваться его смерти. Евреи той эпохи не понимали ни двух пришествий, ни тайны воскресения, — ни, тем более, тайны страдающего Мессии, страдающего Христа… «Мы — люди, ожидающие воскресения мёртвых так же, как ожидают его древнейшие люди самой зари человеческой истории, но мы не такие же, ибо если люди древности ничего не имели здесь, не имели тайны Богообщения, не имели радости жизни со своим Богом, и ждали только, когда наступит Воскресение, то мы — люди Христовы, люди, живущие после Воскресения Христа, после сошествия Святого Духа, мы имеем возможность жить не только с верой в Бога, мы имеем возможность жить в Самом Боге, — как бы жить уже в Царстве Божием; просто сила этого Царства ещё не наступила во всей полноте, но сердце наше уже знает радость Царства Божьего. И совершенно не случайно мы, начиная Божественную литургию, говорим: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» — имея в виду, что благословенно не то Царство, которое придёт, а что оно уже пришло, и мы, здесь находящиеся на литургии, уже вкушаем Тело и Кровь Христа, уже вкушаем приготовленную Им трапезу, уже причащаемся брачному пиру, уже входим в чертог, уневестившись Господу своему. Для нас уже наступило Царство, хотя и не во всей его полноте, — но наше сердце предвкушает эту радость, эту сладость, этот свет, это торжество. Как невеста: она ещё не жена, она ещё не в браке, но она уже радуется, взирая на своего жениха, радуется, смотря на кольцо, радуется, ожидая того, что не сегодня — завтра она станет женой. Хотя она уже рада, но полнота этой радости наступит только в день заключения брака, — так и мы, как невесты Христовы, уже радуемся, уже ликуем, уже скачет сердце наше, вкушая Его любовь, Его силу, Его свет, Его чистоту, Его неизреченную любовь к нам, ожидая, что однажды наступит воскресение мёртвых, когда эта радость будет неизреченно более полной. И эта любовь будет неизреченно более потрясающей, всеобъемлющей, всё пронизывающей, и это — Царство, которое никогда уже не кончится. Аминь».