Проповедь иерея Константина Корепанова в четверг 22-ой седмицы по Пятидесятнице: «Единственный способ служения Богу — это вера в Иисуса Христа».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали в Евангельском чтении слова Господа нашего Иисуса Христа по поводу того, что окружающие Его люди смущались тем, что Он изгоняет бесов и говорили, что Он, наверное, изгоняет их бесовской силой. На это отвечал им Христос, что такого не может быть: если царство разделится в себе, то оно не устоит. А если Я могу изгонять бесов, то достигло вас Царство Небесное. И, в завершение, Он очень твёрдо, очень остро говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает». У людей всегда, — и, чем больше они живут на земле, тем это ярче проявляется, — всегда есть склонность вполне справедливо считать, что Бог — один. Мысль эта — правильная, совершенно точная, но выводы из неё делаются неправильные. Дальше люди делают вывод, что, раз Бог один, — какая разница, как Ему служить? Тем образом, или другим образом, — называть Его каким-то волшебным, сакральным именем, загадочным или простым — разницы никакой нет: всё равно же Бог — один, и любое служение, Ему приносимое, Им приемлется. И Христос на это говорит, что, на самом деле, это не так, потому что единственный способ служения Богу — это вера в Иисуса Христа. Никаким другим способом человек послужить Богу не может. Но человек издревле, поскольку он вырос в глуши, в дичи, не зная подлинного Бога, — зная только, что Он есть, — из дикой своей древности человек вынес мысль, что Богу можно и нужно послужить, нужно что-то сделать для Бога — и тогда Он сделает что-то для тебя. Нужно принести Богу жертву — тогда Бог увидит текущую кровь и помилует тебя; нужно принести Богу ладан, — и тогда Он обоняет сладкое благоухание цветочной пыльцы или древесной смолы, и Он смягчится и поможет. Эта мысль издавна присутствует в человеке, изгнанном Богом. Эта мысль — естественна, понятна: ребёнок, нашкодивший и разозливший своего отца, ищет любой способ, чтобы папа смягчился. Надо попросить прощения, надо что-нибудь сделать, чтобы папа обрадовался, и тогда бы мы примирились. Мысль эта — тоже правильная и понятная, но, в отношении к Богу она оказывается неприемлемой. Потому что, оказывается, между нами и Богом есть непроходимая бездна; и, сколько бы мы ни приносили жертв, они ничего не изменят в нашей собственной природе. Бог, видя что мы добрые, воздаст нам добром; видя, что мы щедрые, — Он ущедрит нас; видя, что мы приносим жертвы, — даст нам то, что мы просим; это всё так, но только никакого дальнейшего эффекта это не будет иметь; мы так же умрём, и так же пойдём в ад, как и тот человек, который не приносил жертв, не был щедрым, не делал добра, и был ещё сволочью незаурядной, — мы вместе будем там, в мрачных преисподних земли, — как и было всё это до того, как пришёл Христос: и праведники, и грешники; и верующие, и неверующие; и язычники, и правоверные иудеи, и праведники Ветхого завета, и даже Адам с Евой, — все одинаково были в мрачных преисподних земли. Там и будут всегда люди, пока не примут то, что дал им Бог, послав Сына Своего, Который, воплотившись, стал называться Иисусом Христом, чтобы верующий а Него был спасён, — ибо, как сказано апостолом, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Все поклонятся Ему, кто — с радостью, кто — подневольно, — но нет другого краеугольного камня, нет другой двери, нет другого света, нет другого пути, которым человек мог бы выйти из темноты собственного сердца, из бездны адовой, из мрачных преисподних земли и войти в то состояние, в котором он и предназначен жить. Только Христос есть дверь, только Христос есть путь, и только уверовав в Него, человек спасается. И в этом — служение Богом человеку, а не Его служение нам. И Богослужение в православном храме отличается от всех других богослужений, где бы они ни совершались, — именно тем, что здесь не молитвы возносятся, не колени склоняются, не жертвы приносятся, — а здесь Бог сходит к Своему народу, чтобы напитать Своих людей Собой и даровать им жизнь. И нет никакого другого способа, чтобы эту жизнь вкусить. Все люди пребывают в смерти, все люди не знают Бога, все люди обречены пребывать в смерти вечно просто потому, что они — вне Бога. Единственный способ жить в Боге, соединиться с Богом, соединиться с жизнью — это принять в себя Тело распятого на Кресте Бога; вкусить эту жизнь, напитаться этой жизнью — и воскреснуть в тот день, когда воскреснут все, воскреснуть в жизнь, а не в смерть.
«Люди и в прежние эпохи, и в нынешнюю, — и так будет до скончания века — надеются спастись добрыми делами. Они искренне думают, что всё дело в том, чтобы делать добрые дела, и, чем больше ты их сделаешь, тем лучше будет твоя участь. Но правда, которую открывает нам Слово Божие, которую открывает и Ветхий Завет, и Новый Завет — в том, что добрые дела — это очень хорошо; но жизнь даёт только причащение Телу Бога, причащение Крови Бога, — так что Жизнь Божья начинает струиться в нашем мёртвом теле. Конечно, наши добрые дела очень важны для того, чтобы причаститься неосужденно. Добрые дела ещё более важны, чтобы, причастившись, явить миру ту любовь, которой Бог возлюбил мир. Но спастись ими нельзя. Спасается человек только тем, что приходит и пьёт Живую Воду, которую даровал ему Бог. Аминь»
Видеозапись: Сергей Комаров Текстовая запись: Елена Плотникова.