Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 25 августа 2022 года: «ТЕРПЕНИЕ — единственный инструмент, посредством которого человек может спастись».

Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в четверг 25 августа 2022 года: «ТЕРПЕНИЕ — единственный инструмент, посредством которого человек может спастись».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

     Сегодня мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа, с которых начинается Его слово о кончине этого мира: «Претерпевший до конца, тот будет спасён»… Терпение Господом нашим Иисусом Христом поставлено как подлинное и единственное основание нашего спасения. Вернее, — как единственный инструмент, посредством которого человек может спастись. Конечно, никто не сможет уподобиться Самому Иисусу Христу, претерпев то, что претерпел Он. И это не только страдания и крест, которые сами по себе, как физические страдания, невыносимы. Человек не может представить себе любви, с которой Бог относится к человеку. Вот, например, обидели нас, неважно — за дело нас обидели, или не за дело, стоит это того или не стоит. Но нас обидели … Естественно, в нашем сердце, по естеству нашему греховному, вспыхивает обида. А может, даже и не обидел никто, — просто не уделяют должного внимания. И вот уже жена думает о том, как бы развестись; дети думают о том, как бы уйти; прихожане думают, как бы перейти в другой храм; сотрудники думают, как бы поменять работу; священник хочет перевестись в епархию; работник — бросить работу; — просто потому, что им не явили ожидаемого нами внимания. И человек этот, обиженный, приходит к Богу и говорит : » Вот, Господи, никто меня не любит, никто меня не ценит, — как мне жить в этом плохом мире?!» И он говорит это Тому, Кто, вися на Кресте, любит не только нас, не только своих учеников, не только просто каких-то хороших людей, — а совершенной Любовью любя распинающих Его! Мы не можем этого вместить, нам это не понятно; этот опыт — за пределами нашего опыта; и мы не понимаем, когда Христос на Кресте говорит: «Прости им, Отче, ибо не знают, что творят» — мы сознанием это принимаем, — но в жизнь нашу это не входит. Терпеть мы не можем, не будем, не собираемся ни за что, ни при каких обстоятельствах! Мы ищем жизни по нашей воле, по нашим удовольствиям, и жалуемся Распятому на то, что эта жизнь не такая, как мы себе её нарисовали, потому что мы не можем представить, вместить, — даже прикоснуться сознанием, я уж не говорю — жизнью, к той любви , которую нёс Христос, когда жил на земле. А не можем мы вместить по той простой причине, что мы ничего не хотим потерпеть, — ничего вообще! Мы представляем себе, даже будучи христианами, жизнь, лишённую терпения и даже смущаемся, не стоим в вере и возмущаемся, когда встречается нечто, что нам нужно потерпеть. Мы в сердце шепчем: «Почему, за что?» Да ни за что. За грехи? Да нет: грехи прощены. Бог посылает нам обстоятельства для терпения, чтобы мы вошли в общение с Ним, чтобы мы прикоснулись к Его любви, Его благодати, чтобы мы прикоснулись к тому, что Он принёс на землю, что Он нёс в своём Существе — неизбывную, недостижимую, невместимую любовь к человеку. Чтобы войти в эту любовь, войти в Его мир, в Его состояние, в Его внутреннее бытие, нужно потерпеть хоть что-то, веруя, что это послал нам Бог. Это может быть что угодно. И Бог посылает каждому своё: кому — болезнь, кому — нищету, кому — тупого мужа, кому — капризную жену, кому — начальника дурака, кому — начальника тирана , кому — больного ребенка, кому — что … У каждого своя скорбь, каждый понесет своё бремя, как говорит апостол Павел. У каждого есть что-то своё, но это своё послано нам Богом. Само это состояние, при котором мы больны или не можем получить желаемого счастья, дано нам Богом, чтобы мы потерпели. Потерпели сколько?! День, два, пять, — год — сколько?! Он не говорит, сколько. Он говорит: столько, сколько надо. Вот Мария Египетская… Ну — нам представляется вполне законным, что она терпела 17 лет борьбы со страстями, а потом просто остаток своей жизни, практически 20 лет, жила в пустыне — без еды, почти без воды, без одежды… Она зачем терпела это? Это — её исход. А ещё была такая мученица Голиндуха, которая терпела почти пятьдесят лет тюремное страдальческое заключение. А кто-то терпел год, а кто-то три дня; а кого-то мучили, как святого Георгия Победоносца великомученика; а кого-то мучили недолго, а быстро убили. Каждому — своё бремя. Кому-то дана бездетность, кому-то — больной ребенок. И ропщет и тот, и другой, а нужно терпеть и тому, и другому. «А что он…?» — восклицает тот, кто терпит. Ты не знаешь того, что терпит другой. Но каждому Бог дал, что терпеть. Доколе?! До тех пор, пока надо …

Сколько надо — столько и нужно терпеть. Но мы не способны, мы изнемогаем и не понимаем, что терпение есть то, что не просто спасает нашу душу в грядущем бытии, которое уже здесь даёт нам возможность вкусить спасения, прикоснуться к жизни во Христе. Потому что невозможно иначе, как не потерпев, прикоснуться к жизни во Христе. Терпение — это те врата, через которые мы входим в общение со Христом: мы понимаем, что это послано Христом — и терпим. И когда терпим, зная, что это послано Христом, — терпеливо, каждый день принимая то, что посылается Богом; и тогда мы вкушаем те Дары Святого Духа, которые посылает Господь любящим Его. Не вкушаем — потому, что не терпим, не хотим терпеть, или ропщем, или смущаемся, или возмущаемся, или не верим, что это послано Богом. А не верим — ничего и нет. Вера приводит к терпению, терпение приводит к любви. Хотите любить — терпите; чтобы иметь силы терпеть — веруйте. Верьте, что та или иная скорбь послана Богом, и нить вашей жизни была сплетена задолго до рождения ваших прабабушек. Ибо нет ничего такого, что бы не было известно Богу за миллионы лет до того, как это состоялось. Если у вас такая жизнь, — то не потому, что ваши родители были грешниками, или грешниками были вы, а потому что такую послал её вам Бог, чтобы вы приняли, потерпели, — а, потерпев, возблагодарили и сказали: «Благословен Ты, Господи, не презревший меня в немощи моей, но сделавший мою судьбу такой, чтобы я мог войти в Твою Любовь!» Аминь».